Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Рынок как объект маркетинга

Рынок формирует прямую связь производства с потреблением, подчиняет производство запросам заказчика. Маркетологи постоянно изучают ситуацию на рынке, задачей их является выявление потребностей каждого рынка и выбор из них тех, которые их предприятие сможет обеспечивать лучше, чем другие.

Сбалансированный рынок, цены которого отражают средние общественные затраты на производство, диктует каждому производителю свои жесткие требования, вынуждает его снижать производственные расходы, экономно использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, повышать производительность труда на основе научных и технических достижений.
Существует несколько определений рынка.

Рынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, с помощью которого осуществляется реализация товаров и услуг, конечное признание общественного характера работы, вследствие которой они создаются.

Рынок — это сфера обмена, характеризующаяся системой экономических отношений между производителями.

Условиями существования рынка являются: наличие обмена, конечная цель которого — получение товаров и услуг; наличие поставщиков и потребителей (продавцов и покупателей); функционирование внеэкономических учреждений (на-пример, организаций здравоохранения, образования); наличие конкурентов; существование спроса, насыщенность рынка товарами и услугами.

Классификация рынков возможна по разным признакам:

  • с позиций экономического пространства или в зависимости от масштаба: местный, региональный, национальный, зарубежный, международный, мировой рынки;
  • по цепям каналов рынка выделяют рынок сбыта, покупки, оптовый, розничный;
  • по способу потребления товаров — рынок потребительских товаров, товаров производственного назначения и услуг.
  • Различают три сферы рынка: товаров и услуг (товарный рынок), ценных бумаг (финансовый рынок), рабочей силы (рынок труда).

В маркетинговой практике рассматриваются обычно рынки: потребительских товаров, товаров производственного назначения и рынок услуг.

Используется такое понятие, как структура рынка, которая определяет основные экономические характеристики, влияющие на поведение субъектов рынка и охватывающие их количество, величину и размещение, покупательскую способность, ассортимент товаров и услуг, изменения и дифференциацию этого ассортимента, условия появления на рынке новых покупателей и продавцов, а также их интеграцию.

Нередко хозяйствующие субъекты рынка принимают по отношению друг к другу позицию конкурентов. Предметом конкуренции являются товары или услуги, с помощью которых фирмы-соперники стараются завоевать признание и деньги потребителя. В широком понимании это, конечно, удовлетворение потребности.

Именно это распределение «предмета» и «объекта» и показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы влияния: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) — с другой. Характер конкуренции определяется соотношением сил на рынке и зависит от количества субъектов в данной отрасли промышленности.

Основными элементами рынка являются спрос, предложение и цена. Взаимосвязь их образует рыночный механизм.

Функции рыночного механизма:

  • информационные — предусматривают снабжение ин-формацией хозяйствующих субъектов;
  • функции, связанные с эффективностью рынка, — оказывают содействие эффективности расходования хозяйственных ресурсов; в процессе создания новых товаров и услуг имеет значение технологическая эффективность;
  • обеспечение эффективности распределения хозяйственных ресурсов;
  • функция достижения состояния, близкого к рыночному равновесию.

Рыночная ситуация характеризуется соотношением между потребностью, спросом и предложением.

Потребность — субъективное ощущение недостатка чего-то необходимого, принимающего специфическую форму в зависимости от культурного уровня и личности индивида.

Спрос — это некоторая потребность в определенном объеме товаров, которые потребитель желает и имеет возможность приобрести. Другими словами, спрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

В рыночных исследованиях выделяют экономическую конъюнктуру и конъюнктуру отдельных рынков. Экономическая конъюнктура характеризует состояние всего рыночного процесса на какой-либо период.

Конъюнктура рынка характеризует ситуацию на рынке в соотношении между спросом и предложением, уровнем цен, товарными запасами, объемом заказов по отрасли и другими экономическими показателями.

Речь идет о состоянии и движении рынка в ближайшей перспективе. Срок, на который осуществляется прогноз конъюнктуры, называется горизонтом прогноза. Специфика разработки конъюнктурных прогнозов состоит в том, что их срок не может превышать 1,5 года. Более продолжительные конъюнктурные прогнозы считаются маловероятными из-за быстрой переменчивости рынка. Оперативность реагирования на текущую конъюнктуру и данные краткосрочных прогнозов дают возможность выделить из этой информации определенные элементы долгосрочных, перспективных тенденций, общее направление движения системы в будущем.

Изучать и прогнозировать конъюнктуру— означает продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой ситуацией на рынке. Основными методами прогнозирования конъюнктуры рынка являются методы экстраполяции; методы экспертных оценок; методы экономического моделирования.

Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (01.09.2021)
Просмотров: 217 | Теги: маркетинг | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы