Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Ценовая политика аптеки
Государственное регулирование ценообразования

 

Ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги.

Рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования.

С одной стороны, порядок формирования цен на лекарственные средства является составной частью политики государства, учитывающей социальные и моральные аспекты, а значит, в установлении этого порядка волевое решение государства, выраженное в нормативном правовом акте, должно быть определяющим.

С другой стороны, в определении стоимости лекарственных средств должны быть учтены экономические интересы производителя и продавцов.

Это объясняется следующими особенностями лекарственных средств как товара:

1. Лекарственные средства являются социально значимыми, так как здоровье, а иногда и жизнь граждан напрямую зависят от наличия или отсутствия требуемого лекарства. "Фармацевты утверждают, что сегодня в Российской Федерации более 50% населения не в состоянии в силу дороговизны приобрести медикаменты, поддерживающие организм в пределах нормы, а клиницисты говорят, что в России больные, нуждающиеся в постоянном приеме лекарств, умирают на 10 лет раньше, чем люди, страдающие такими же болезнями на Западе.

Если учесть, что в структуре расходов людей старше 50 лет траты на лекарства составляют более 30% дохода, можно представить, что происходит в социально-экономическом, психологическом положении групп населения с низким уровнем доходов. В этом заключается один из самых серьезных доводов в пользу усиления регулирующей функции государства в области ценообразования в сфере социально значимых товаров".

2. Решение о приобретении лекарственного средства зачастую не зависит от пациента, так как лекарственный препарат назначается врачом или рекомендуется фармацевтом.

Лечащие врачи при назначении лекарств рекомендуют в первую очередь препараты, имеющие, с их точки зрения, наибольшую клиническую эффективность, безотносительно к уровню их цены. Фармацевтические работники в условиях рыночной экономики, когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, заинтересованы в реализации более дорогих лекарств.

3. Потребитель, покупающий лекарственное средство самостоятельно, как правило, не располагает необходимой информацией для сравнительной оценки эффективности лекарственного средства и его соответствия цене.

4. Желание скорее выздороветь побуждает человека приобретать дорогостоящие лекарственные средства. Поэтому даже при наличии конкуренции фармацевтические компании имеют возможность постепенно повышать уровень цен, предлагая потребителю все новые дорогостоящие лекарственные средства.

5. Существенная часть расходов на лекарственные препараты оплачивается за счет государственных средств. Их рациональное использование диктует необходимость обеспечения адекватного потребления лекарств и сдерживает рост цен на них.

6. Фармацевтическая продукция относится к социально значимой, она характеризуется малой эластичностью, в результате чего даже в условиях кризиса экономики производство лекарственных препаратов подвержено меньшим спадом по сравнению с другими отраслями.

7. Сильная монополизация производства и сбыта.

Цены, используемые на фармацевтическом рынке.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:

А. отпускные цены;

Б. оптовые цены;

В. розничные цены.

Отпускные и оптовые цены обслуживают оборот продукции крупными партиями между предприятиями и организациями.

Розничные цены – это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.

Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку, а между оптовой и розничной ценой – розничную торговую надбавку.

В зависимости от государственного воздействия и степени конкуренции на рынке различают:

А. регулируемые цены;

Б. свободные цены.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень.

При ценообразовании на лекарственные препараты используются:

  1. свободная отпускная цена предприятия – изготовителя;
  2. свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  3. свободная оптовая цена посредника;
  4. контрактная цена (оговоренная в контракте);
  5. расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  6. 6. свободная розничная цена.

Экономика фармации

Категория: Ценовая политика аптеки | Добавил: Provizor (27.09.2010)
Просмотров: 28702 | Теги: ценообразование | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы