Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Среда, 24.5.2017, 12:45
Главная » Статьи » История фармации » История фармации в России
Возникновение лекарствоведения на Руси
Принятие христианства на Руси положительно повлияло на развитие культуры. Уже в X веке на Руси распространилась письменность, имелись княжеские библиотеки и школы при монастырях. Киевская Русь XI-XII веков, принадлежавшая к наиболее культурным странам того времени, имела связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией, Германией, Чехией, Венгрией, Францией и др. 

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. Древняя Русь знала несколько форм медицинской по-мощи: ремесленно-медицинскую практику частного характера, медицинское попечительство и больничную помощь. Врачебная профессия носила ремесленный характер и считалась почетным занятием. Практический опыт передавался от поколения к поколению. 

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств главным образом растительного происхождения. В Киевской Руси действовали документы, определяющие правовое положение лечца. С XI века при церквях и монастырях строились богадельни и больницы для обслуживания монахов и окрестного населения. 

Письменные памятники древности подтверждают, что уже в то время на Руси существовали лекари профессионалы, причем были лекари светские и лекари-жрецы, что говорит о связи медицины и религии. Лекари древней Руси были эмпириками. Они хранили, накапливали и передавали свой опыт и опыт предшествующих поколений. 

Народная медицина на Руси была более свободна от религии, чем народная медицина на Западе, но она содержала элементы анимизма. Люди были проникнуты верой в чудеса, волшебных духов. Этим пользовались знахари и шаманы, которые "лечили" изгнанием злых духов, путем заклинаний, заговоров и тому подобных приемов. 

В то же время народная медицина пользовалась многими рациональными способами, широко применяя в лечебных целях продукты растительного, животного и даже минерального происхождения. Первые рукописные документы медицинского содержания в России относятся к XI веку. В них описаны некоторые лекарства, а также пища, необходимая для сохранения здоровья; упоминаются отдельные врачи того времени. Внучке Владимира Мономаха Зое (Евпраксии) принадлежит сочинение по медицине под названием "Мази". В нем описаны средства и методы лечения, применяемые на Киевской Руси, приведены гигиенические сведения. 

В Никоновской летописи говорится, что в 1091 году Ефрем, архиепископ Переяславский, ставший затем митрополитом  приказал строить не только церкви, но и больницы при них. В летописях XI-XII веков упоминаются врачи-монахи Киево-Печерского монастыря: "Пречудный врач Антоний", "безмездный врач Агапит" и др., врач Петр Сириянин, получивший название "лечца весьма хитра", т.е. весьма искусного, и др. 

Сохранились рукописные произведения по лекарствоведению - травники, ветрограды, цветники и другие "Врачевские писания", во многих местах иллюстрированные раскрашенными рисунками лекарственных растений. Все эти и другие источники (летописи, церковные книги и т.п.) являются памятниками древней русской культуры, свидетельствующими о путях развития медицины и лекарствоведения в России. 

В Древней Руси были широко известны многие растительные лекарственные средства: валериана, можжевеловые ягоды, солодковый корень, цветы шиповника. Во времена Киевской Руси славяне умели определять чистоту серебра, знали сплавы, способы изготовления хлебного вина, занимались солеварением. 

Со второй половины XVI века начался процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века было создано феодальное Московское государство. Для XVI века характерно развитие и разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десяти: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), очные мастера, костоправы, повивальные бабки и др. 

Травознатцы и зелейники обслуживали русский народ, лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, корни, корневища и другие лекарственные средства. 

Зелейники и лекари были культурными людьми того времени, изучавшими действие и качество лекарств. В разных городах Московского государства имелись учреждения аптечного типа. В писцовых книгах (перепись домовладений в городах с целью установления оброка) XVI века в Пскове в 1585-1588 гг. значится три зелейника. 

Зелейные ряды и лавки указаны в Москве, Серпухове, Коломне и других городах. "Зелейни" и "зеленые лавки" отпускали "зелье" (лекарство). Но "зелейники" не просто продавали "зелье": они готовили настойки, порошки, мази и другие лекарства и нередко были сведущими людьми своего времени. В тот период медицинские сведения обобщались в рукописных лечебниках, которые содержали много сведений о причинах болезней, их признаках. 

Встречается описание разнообразных лекарственных форм: "питие", "порохи", "мазуни", "пластыри" и др. В рукописях указывалось количество применяемых лекарств в зависимости от возраста больного. Во второй половине XVI века был написан "Лечебник строгановских лекарств". Рукописями XVI-XVII веков пользовались "лечцы", "аптикари", "зелейники" и "травники". Эти исторические документы свидетельствуют, что в России в XVI веке уже имелись многие заведения аптечного типа. Однако развитие лекарствоведения шло самобытным путем, что опровергает утверждение некоторых историков, изображавших Древнюю Русь дикой, отсталой страной.
Категория: История фармации в России | Добавил: Provizor (17.12.2013)
Просмотров: 6027 | Теги: история фармации | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы