Главная » Статьи » История фармации » История фармации в первобытном обществе |
Анимизм и теургия в истории лекарствоведения и медицины
Ко времени возникновения суеверия у человечества уже имелся значительный накопленный опыт в деле лечения и много эмпирических сведений. Сведения эти, хотя и представляли собой несвязный, хаотический материал, все же заключали я себе задатки к превращению путем постепенного учета опыта в рациональную фармацию.
Но тут-то и сказалось отрицательное влияние религии, толкнувшей пытливый человеческий ум в совершенно другую сторону - сторону отыскания причин болезней и средств в потустороннем мире.
Природа представляется первобытному человеку сборищем одушевленных предметов. Он считает все предметы одушевленными и имеющими индивидуальность, смотрит на самого себя как на кровного родственника растений, животных и других предметов одушевленных и неодушевленных. Он еще не "обоготворял, а лишь одухотворял природу по образу и подобию своему. Вот почему он считал себя способным бороться с природой посредством магии и чародейства. Этим же путем он стал бороться против невидимых врагов, какими ему представлялись болезни.
Объясняя себе все благоприятные и неблагоприятные ему явления природы влиянием духов, он и рассматривает болезни причина которых ему непонятна, как влияние злых духов, проникших в человеческий организм.
Примеров подобного взгляда на сущность болезненного процесса можно было бы привести очень много. Ограничимся только несколькими.
У туземного населения Сиама каждая болезнь имеет своего демона. Один из них Фти-Ду живет в лесах и падает большей частью с листьев на проходящих людей. Этим путем возникает малярия.
На острове Цейлоне приписывают каждый отдельный симптом особому демону: у них существует, например, демон слепоты, глухоты, судорог, одностороннего паралича, лихорадочного бреда, зубной боли и т. д. Приемы врачевания у первобытных народов находятся в полном согласии с их представлением о сущности болезни и сводятся, следовательно, к тому, чтобы изгнать из больного поселившегося в нем враждебного духа. Способов для этого существует множество.
В одних случаях они стараются изгнать духа механическим путем, как удаляется из организма всякое инородное тело: при ранах с нагноением стараются вместе с гноем высосать из раны, поддерживающего нагноение духа, иногда к высасыванию присоединяют еще окуривание. После высасывания знахарь выплевывает злого духа в особую предварительно вырытую яму, в которую злого духа затем поспешно зарывают, или знахарь по изгнании мнимого виновника болезни торжественно сжигает его на костре. У колумбийских индейцев знахарь старается вытеснить злого духа, надавливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного.
Второй способ изгнания демонов состоит в том, чтобы сделать тело больного возможно менее привлекательным жилищем для духа злобы и таким образом заставить его самого покинуть больного. В подобных случаях заклинатель старается испугать духа резким шумом, угрожающими жестами и гримасами, удушливыми запахами и т. д.
В некоторых русских деревнях существовал следующий метод лечения (в особенности нервных болезней): больной садился на улице у калитки и все прохожие весь день на него плевали. К вечеру больного мыли, и он поправлялся от того, что нечистый дух вынужден был оставить тело столь усердно оплевываемого человека.
Одной из самых распространенных форм борьбы с духами являются заклинания и заговоры. Путем заговора колдуны стараются умилостивить демона и уговорить его оставить свою жертву. Но имеются и заговоры с устрашением.
У древних египтян считалось, что легче всего изгнать наиболее закоренелых и упрямых духов, убедив их в том, что их жертва находится под покровительством какого-нибудь
могущественного божества, и потому, продолжая упорствовать в своих злых замыслах, они могут сами подвергнуться серьезной опасности.
Профилактические мероприятия у первобытных народов так же примитивны, как и их терапия, и вполне определяются толкованием больных как одержимых. Отсюда вера в предохранительную силу амулетов, талисманов и прочее.
| |
Просмотров: 5429 | Теги: история фармации | Рейтинг: 5.0/1 |