Главная » Статьи » История фармации » История фармации древнего мира |
Сведения о древнегреческой фармации мы черпаем из произведений Гомера Илиады и Одиссеи. Главным представителем и богом древвей мифологической медицины является Эскулап. Его дочь Гигиена была главной богиней здоровья; она сопровождала отца и питала на своей руке его змею. Храмы - асклепии были расположены большей частью вне городов в священных рощах, близ садов, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Главным средством лечения служила инкубация или священный сон у ног божества; во время сна жрецы в облачении божества, с дочерью и другими девами в одежде дочерей Эскулапа, молча ожидали того момента, когда божество откроется больному в сновидениях. Последние были естественным следствием предшествовавшего возбужденного состояния. Жрецы занимались толкованием сновидений больных и по ним определяли средства против болезней. Культ Эскулапа существовал еще около 420 г. н. э. В древней Греции был известен целый ряд героинь и жриц, отличавшихся большими знаниями по фармации. Имена некоторых по сие время остались у нас в обиходе. Так, например, Inula Helenium называется по имени Елены, мифической виновницы троянского похода. Артемисия, царица Карийская, открыла и ввела в медицинскую практику разные растения; некоторые из них до сих пор носят ее имя.
Медицина в это время имела по преимуществу светский характер. Были общественные городские врачи, военные, приторные. У некоторых врачей были свои небольшие лечебницы (иатреи). Врачи - периодевты переезжали с места на место. Вся физиология, патология и фармация Гиппократа находится, разумеется, в полном соответствии с доминировавшими тогда воззрениями на жизнь и на ее процессы. Согласно господствовавшему учению того времени, которого придерживался и Гиппократ, все тела состоят из четырех основных начал, каковы: огонь, вода, воздух и земля, которым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В человеческом теле находятся четыре кардинальных жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно этому учению, составные части во всех телах однородны, и различие между ними зависит лишь от взаимных отношений этих частей друг к другу. Так как все болезни приписывались изменению одного из вышепоименованных соков, то полагали, что каждое лекарственное вещество должно обна-: уживать свое действие преимущественно на одну из влаг. „Если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, если действующее на желчь — то рвота желчью. При чрезмерных очищениях лекарство прежде всего выводит сродную ему влагу, а затем уже а ней последуют остальные". Сообразно с этим лекарственные вещества определялись, согласно их действию на кардинальные жидкости: „Если конституция слизистого свойства, необходимо очищать книдскими семенами или корнем гапсии, если желчного свойства — то соком скаммония и диких колоквинтов". В связи с учением о четырех качествах тел находится деление лекарственных веществ на холодные, влажные, теплые и сухие - деление, подробнее разработанное и развитое впоследствии Галеном. Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведению, видно из следующего. „Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познавания лекарств". О стремлении Гиппократа наилучшим образом сохранить природу лекарственных материалов мы узнаем из его письма к собирателю трав перед отъездом к философу Демокриту для лечения последнего: „Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы или корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние" (такой способ хранения подтверждается раскопками античных аптек). Вообще гиппократики, т.е. последователи Гиппократа, сами занимались приготовлением лекарств, так как в то время не было обычая смешивать многие вещества и дозировка была еще довольно примитивна. | ||
Просмотров: 11443 | Теги: история фармации | Рейтинг: 4.0/1 |