Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Вторник, 23.5.2017, 06:18
Главная » Статьи » История фармации » История фармации древнего мира
История фармации Древней Греции

Сведения о древнегреческой фармации мы черпаем из произведений Го­мера Илиады и Одиссеи. Главным представителем и богом древвей мифоло­гической медицины является Эскулап. Его дочь Гигиена была главной богиней здоровья; она сопровождала отца и питала на своей руке его змею.

Храмы - асклепии были расположены большей частью вне городов в священных рощах, близ садов, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Главным средством лечения служила инкуба­ция или священный сон у ног божества; во время сна жрецы в облачении божества, с дочерью и другими девами в одежде дочерей Эскулапа, молча ожидали того момента,   когда   божество   откроется   больному   в сновидениях. Последние    были    естественным    след­ствием предшествовавшего   возбужден­ного состояния.

Жрецы занимались тол­кованием сновидений больных и по ним определяли   средства   против болезней. Культ   Эскулапа   существовал   еще около 420 г. н. э. В древней Греции был известен   целый ряд   героинь   и   жриц, отличавшихся   большими   знаниями   по фармации.    Имена   некоторых    по   сие время   остались   у   нас в обиходе.   Так, например, Inula Helenium называется по имени    Елены,   мифической виновницы троянского похода. Артемисия,   царица Карийская,   открыла    и    ввела    в меди­цинскую практику разные растения; не­которые из них до сих пор носят ее имя.

Одним   из выдающихся   вра­чей    древней   Греции    является Гиппократ  (460—377   до   н.   э.). V и IV века до нашей эры в истории   Древней   Греции   представ­ляют собой эпоху высшего раз­вития афинской демократии (рабовладельческой) - эпоху величайшего внутреннего и внеш­него расцвета Греции. Гиппократ первый попытался собрать воедино всевозможные медицинские наблюдения, привести их в систему и дать им философское обоснование. Для всестороннего изучения медицины Гиппократ много путешествовал по Малой Азии, по Черномор­скому побережью, по Египту. Он первый освобождает меди­цину от преобладавшего влияния теургических представлений: отбрасывает заговоры, молитвы и весь мистический ритуал и кла­дет в основу своей работы опыт и наблюдение у постели больного.

"О том, что находится над землей и под землей, возможны только догадки, медицина же путем опыта давным -давно при­вела к прочным приобретениям, к верному методу; и нем одном залог ее процветания в будущем" - говорит Гиппократ.

Медицина в это время имела по преимуществу светский характер.  Были общественные городские врачи, военные, при­торные. У некоторых врачей были свои небольшие лечебницы (иатреи). Врачи - периодевты переезжали с места на место.

Вся физиология, патология и фармация Гиппократа находится, разумеется, в полном соответствии с доминировавшими тогда воззрениями на жизнь и на ее процессы.

Согласно господствовавшему учению того времени, которого придержи­вался и Гиппократ, все тела состоят из четырех основных начал, каковы: огонь, вода, воздух и земля, которым соответствует четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В человеческом теле находятся четыре карди­нальных жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно этому учению, составные части во всех телах однородны, и различие между ними за­висит лишь от взаимных отношений этих частей друг к другу.

Так как все болезни приписывались изменению одного из вышепоимено­ванных соков, то полагали, что каждое лекарственное вещество должно обна-: уживать свое действие преимущественно на одну из влаг.

„Если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, если действующее на желчь — то рвота желчью. При чрезмер­ных очищениях лекарство прежде всего выводит сродную ему влагу, а затем уже а ней последуют остальные". Сообразно с этим лекарственные вещества опре­делялись, согласно их действию на кардинальные жидкости: „Если конститу­ция слизистого свойства, необходимо очищать книдскими семенами или корнем гапсии, если желчного свойства — то соком скаммония и диких колоквинтов".

В связи с учением о четырех качествах тел находится деление лекарст­венных веществ на холодные, влажные, теплые и сухие - деление, подробнее разработанное и развитое впоследствии Галеном.

Какое значение Гиппократ придавал лекарствоведению, видно из следу­ющего. „Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях.   Ибо   в   этом начало, середина и конец познавания лекарств".

О стремлении Гиппократа наилучшим образом сохранить при­роду лекарственных материалов мы узнаем из его письма к со­бирателю трав перед отъездом к философу Демокриту для ле­чения последнего: „Все соки, выжатые и вытекающие из расте­ний, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы или корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние" (такой способ хранения подтверждается раскопками античных аптек).

Вообще гиппократики, т.е. последователи Гиппократа, сами занимались приготовлением лекарств, так как в то время не было обычая смешивать многие вещества и дозировка была еще довольно примитивна.

* На сайте "Народный доктор" Вы найдете множество способов лечения различных заболеваний, например, народное лечение тромбофлебита. Также на сайте Вы найдете для себя различные рецепты народной медицины и способы лечения в домашних условиях. 

Категория: История фармации древнего мира | Добавил: Provizor (18.03.2011)
Просмотров: 8658 | Теги: история фармации | Рейтинг: 4.0/1
Похожие материалы