Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Четверг, 25.5.2017, 09:43
Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Основы фармацевтического менеджмента
Система методов управления в фармацевтическом менеджменте

Методы управления представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых осуществляется влияние на объект управления. По характеру влияния различают методы непосредственного воздействия и косвенные методы.

Методы непосредственного воздействия:

  • Экономические.
  • Организационные.
  • Социально-психологические.
  • Правовые.

Методы косвенного воздействия: 

  • Научно-технического и экономического прогнозирования.
  • Кибернетики. 
  • Статистики. 
  • Математические методы анализа и моделирования. 
  • Экономический анализ. 
  • Социологические исследования. 
  • Графические, методы моделирования, расчета, контроля, учета и анализа производства и реализации фармацевтической продукции, структур и процесса управления.

Экономические методы управления — это способы влияния на трудовую деятельность людей, основанные на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий. К экономическим методам относятся планирование, материальное стимулирование, использование фондов развития производства, распределение прибыли, ценообразование, кредитование, осуществление материальных санкций, распределение капитальных вложений и некоторые другие.

С помощью экономических методов управления определяется программа деятельности производственных подразделений, осуществляется целенаправленное влияние на экономические интересы всего коллектива и каждого работника, создаются условия для творческой активности и инициативы работников.

Использование экономических методов разрешает влиять на повышение экономической эффективности производства и качества работы. Благодаря этим методам осуществляется влияние на процесс производства, реализацию и обмен на основании сравнения затрат и результатов, затрат и общественных потребностей.

Использование экономико-математических методов разрешает давать качественную и количественную характеристику связей между явлениями, оказывает содействие утверждению более обоснованных управленческих решений.

Среди экономико-математических методов наиболее широкое распространение получили методы математического программирования. Так, с помощью линейного программирования в процессе обработки информации из великого множества возможных вариантов может быть избран оптимальный вариант управления.

В фармацевтической системе программирование и моделирование применяют при решении задач прогнозирования спроса на фармацевтические товары, объемов сбыта, организации снабжения, логистических процессов и др.

Динамическое программирование позволяет решать любую хозяйственную задачу поэтапно, с учетом фактора времени. Этот метод широко применяется при отраслевом долгосрочном планировании на уровне предприятия (объединения). Методы организационного воздействия — это методы, которые опираются на власть руководителя, на его права, на присущую организации дисциплину и ответственность.

Разумное администрирование всегда предусматривает использование средств стимулирования, убеждения, воспитания, развития инициативы. Назначение организационных методов управления состоит в координации деятельности подчиненных в процессе решения намеченных задач. Этот процесс включает ряд последовательных этапов.

Первый этап организационного воздействия — постановка задачи, отдача распоряжения. При этом распоряжение должно иметь не только указания относительно задачи, но и предусматривать пути ее выполнения, ресурсы. Важнейшими компонентами этого этапа являются распределение обязанностей, установление порядка работы, предоставление исполнителю полномочий.

Обязанность — это определенный круг действий, возложенных на любое лицо и безусловных к выполнению. При распределении обязанностей руководствуются, прежде всего, критериями эффективности и другими обстоятельствами, а именно: особенностями собственно задач, субъективными особенностями исполнителей (например, провизором-информатором или медицинским представителем фармацевтического предприятия не может быть человек замкнутый, несклонный к общению, хмурый).

Очень важной проблемой является соблюдение баланса между задачей и правами исполнителя, а также между задачей и ресурсами в широком смысле слова (кадры, средства производства, финансы, знания, привычки и т.п.).

Следующий этап — установление ответственности. Исполнитель должен знать, какие вообще мероприятия и по отношению к кому может применять руководитель, он должен иметь представление о степени ответственности в конкретном случае. Важное значение имеет инструктаж. Это обобщенное понятие, которое характеризует разъяснение, убеждение, обучение.

Еще один этап организационного воздействия — отдача распоряжения во время работы. При этом предлагается учитывать следующее:

  • распоряжения должны быть объективно необходимыми, они должны вытекать из существующего состояния вещей, а не из стремления «командовать»;
  • распоряжения не должны наносить ущерба авторитету руководителя в глазах подчиненных;
  • распоряжения должны учитывать особенности отдельных исполнителей: квалификацию, активность, опыт, личные качества;
  • распоряжения должны развивать самостоятельность и инициативу работников.

Важным этапом управленческой деятельности является учет хода работы. Руководитель должен установить, когда и какая информация может поступать, кто ее представляет.

И последнее: контроль выполнения и подведение итогов. На исполнителя отрицательно действует, если по какой-то части задач руководитель не подводит итогов. Это ослабляет исполнительскую дисциплину, снижает инициативу работника.

В зависимости от форм и задач различают такие виды организационной деятельности: отбор, расстановка, работа с кадрами; организационное нормирование; оперативное планирование; доведение задач к исполнителям; организационный инструктаж; организационная распорядительность; контроль выполнения; организационный анализ; организационное проектирование.

Отбор, расстановка и работа с кадрами предусматривает разработку методик и профессиограмм для оценки при приеме на работу деловых качеств работника, квалификационных таблиц и справочников; типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров; разработку документации относительно аттестации и тарификации кадров; учет кадров; периодическую аттестацию руководителей и специалистов; разработку методик относительно регулирования кадров; создание кадрового резерва.

Организационное нормирование — это использование при управлении норм, правил, инструкций, которые являются базой для организации процесса управления. Организационное планирование призвано определять исполнителей отдельных процессов, сроки выполнения и необходимые ресурсы.

Конечным результатом организационного планирования является организационный план управленческой деятельности. Организационное нормирование повышает эффективность управления фармацевтическими или аптечными предприятиями при условии выполнения таких требований:

  • нормирование должно объединяться с материальным и моральным стимулированием выполнения правил и норм;
  • нормы не должны сковывать инициативу непосредственных исполнителей;
  • нормы должны укреплять личную ответственность исполнителей.

Оперативное планирование — это определение ориентировочных следствий работы в конкретном периоде; распределение работы между исполнителями с соблюдением необходимой преемственности, пропорциональности и соответствия прав и ответственности. Доведение задач к исполнителю включает проверку возможности выполнения задач, проверку условий работы и обеспеченности ресурсами, постановку конкретных задач перед исполнителем.

Организационный инструктаж включает детальное разъяснение задачи исполнителям, которым поручено ее выполнение. Под организационной распорядительностью понимают своевременное издание распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям; постановку конкретных задач перед исполнителями всех уровней управления, которое, собственно, является текущей административной распорядительностью.

Организационная распорядительность может проявляться с использованием разных форм. Из них наиболее категоричной является приказ. Он вменяет в обязанность объектам, которыми управляют, точно и в установленные сроки выполнять принятое решение, а также предусматривает возможное наказание в случае его невыполнения.

Контроль выполнения включает проверку выполнения приказов и распоряжений управленческой системы; контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, правовых норм, технологических регламентов, плановых задач, государственной и трудовой дисциплины.

Основная задача организационного анализа состоит в определении состояния разных звеньев управленческой системы и выявлении резервов совершенствования аппарата управления. Главная цель организационного проектирования — создание организационной модели системы управления конкретным предприятием.

Организация как объект управления учреждением для разработки новых организационных форм или совершенствования существующих. Организационное проектирование осуществляется на основании системы нормативов и следствий организационного анализа.

Составляющими элементами организационного проектирования фармацевтических организаций являются:

  • проектирование структуры фармацевтической организации;
  • проектирование производственных и других процессов, включая проектирование рациональной системы распределения и кооперирование усилий работников относительно выполнения отдельных операций и всей деятельности соответственно специализации учреждения, его размеров, материально-технической базы;
  • проектирование процессов управления;
  • комплексное проектирование систем управления.

К социально-психологическим методам управления относятся:

  • формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик;
  • установление и развитие социальных норм поведения;
  • введение системы социального регулирования и стимулирования; удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей.

Создание благоприятных условий для человека является такой же важной задачей, как и производство собственно материальных благ. На предприятии, в коллективе человек находится значительную часть своей жизни, здесь обнаруживаются его лучшие способности и человеческая сущность.

Коллективная деятельность членов общества удовлетворяет не только материальные потребности, но и потребности их духовного развития, потребности относительно общественного признания результатов работы, таланта, способностей.

В структуре духовных стимулов особое место принадлежит моральным. Решение задач морального стимулирования предусматривает поиск таких форм, которые оказывают содействие развитию и выявлению моральных мотивов, превращают их в фактор активизации и повышения качества управления.

Моральная заинтересованность работников в последствиях своей работы представляет собой основу социально-психологических методов управления. Методы экономического, организационного влияния и социально-психологические взаимно дополняют друг друга и используются комплексно.

Так, высокая оплата качественной работы воспринимается и как моральное стимулирование, и как признание значимости трудового вклада человека, количества и качества работы.

Важное значение в управлении имеет правовое влияние на объект управления. При этом в управление вносится необходимая мера нормативного регулирования, формальной определенности и упорядочения, закрепляется объем полномочий и ответственность звена управления, а также четкий порядок их взаимоотношений.

Успешность функционирования всех уровней и звеньев управления зависит от соблюдения законности и государственной дисциплины. Правовую основу деятельности организаций составляет трудовое, хозяйственное, уголовное, финансовое, гражданское законодательство.

Категория: Основы фармацевтического менеджмента | Добавил: Provizor (21.09.2016)
Просмотров: 1575 | Теги: менеджмент | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы