Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Воскресенье, 23.9.2018, 08:23
Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Ценообразование
Ценообразование в аптеке: виды цен, функции цен

Цена - это денежное выражение стоимости товаров. В цене отражаются общественно - необходимые затраты труда на его производство. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.

Цены служат средством установления определенных отношений между производителями и покупателями и помогают созданию определенных представлений о предприятии, что может оказать влияние на его последующее развитие. Цены определяют рентабельность и прибыльность аптечной организации

Виды цен и их классификация

Различают три вида цен в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются:

  • оптовая цена предприятия (отпускная цена) или цена производителя;
  • оптовая цена посредника (организации оптовой торговли);
  • розничная цена.

Состав и структура цен

Основными элементами цены являются себестоимость и прибыль. Кроме того, в структуру цены включаются отдельные виды налогов, например НДС, акцизы, взимаемые с отдельных видов продукции.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) (англ. wholesale price manufac-turer) — цена производителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптовым посредникам или розничным предприятиям. Она состоит из себестоимости, прибыли, акциза (по подакцизным товарам, например, спирту) и НДС.

Оптовая цена посредника (англ. wholesale price) — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптовым организациям. Она складывается из цены производителя и оптовой торговой надбавки посредника. Оптовая надбавка включает издержки обращения оптового посредника, его прибыль, акцизы и НДС.

Розничная цена (англ. retail price) — это цена, по которой товар реализуется населению, предприятиям и организациям. Она является конечной, по этой цене товар выбывает из сферы обращения. Розничная цена состоит из оптовой цены и розничной торговой надбавки. Розничная торговая надбавка включает издержки обращения розничного предприятия; его прибыль, акцизы и НДС.

Экономическая сущность цены в макроэкономике проявляется в выполняемых ею функциях.

Учетная функция цены

Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, то есть, являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.

Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и других составляющих на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Стимулирующая функция цены

Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.

В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

Распределительная функция цены

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения.

Распределительная функция цены

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, НДС и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

Функция сбалансирования спроса и предложения

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением.

При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением (сокращением) производства товаров, либо путем роста (снижения) цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны крыночной экономике

Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны крыночной экономике также будет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма ценообразования для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.

Такой перетек капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, то есть изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен. Все функции взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

В микроэкономике цена является:

  • посредником и соизмерителем при обмене товаров на деньги;
  • важным показателем конъюктуры рынка;
  • инструментом образования прибыли и управления эффективностью;
  • способом конкурентной борьбы.
Категория: Ценообразование | Добавил: Provizor (05.09.2018)
Просмотров: 63 | Теги: ценообразование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы