Главная » Статьи » История медицины » История медицины древнего мира
История медицины и фармации Древнего Рима

В Древнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. "thermos" — теплый).

Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур. 

Термы. Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне. У многих народов Древнего Востока, в Индии, Персии, Иране купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки.

Внутренние залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиен. Культ богини Гигиен пришел в Рим вместе г культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и хорошего самочувствия — Салюта.

Она была символом не только личного здоровья, но и общее благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове "салют", которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка.

Римляне часто использовали и лечение холодной водой. Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него.

Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей. Храмовая медицина, подобная греческой, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх и Овидий подробно описывают, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.

Разведение лекарственных растений в Древнем Риме

Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав.

Считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе.

Известны исторически существовавшие сады, в которых разводили растения для приготовления ядов. Этим прославился властитель Понта Митридат Евпатор (II—I вв. до н.э.). Он постоянно принимал небольшие порции ядов, чтобы "приучить" к ним свой организм, поскольку боялся отравления.

Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян. Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила их Эразистрата и других врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития медицины, который длился около 300 лет.

Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.

В сочинении Диоскорида "О лекарственных растениях" описано более 600 растений, которые применялись тогда в медицинской практике. Эти описания снабжены рисунками и подробными рекомендациями по их применению. Сочинение Диоскорида на протяжении шестнадцати столетий считалось в Европе самым авторитетным источником по лекарственным травам.

Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из "Естественной истории" Плиния Старшего, являющей собой замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы. Известностью пользовались труды Галена.

В трудах, посвященных фармакологии, он писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают.

Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название "Галеновы препараты". Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах.

Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.

Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии — науке о процессах, протекающих в органах и тканях организма. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени.

Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120 подлинных сочинений Галена, а по названиям известно более 350. Большинство из них было посвящено медицине.

Категория: История медицины древнего мира | Добавил: Provizor (18.01.2017)
Просмотров: 5395 | Теги: история медицины | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы