Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы |
Для характеристики ассортимента аптечной организации применяются основные показатели:
1. Широта аптечного ассортимента Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже.
Кш = Шфакт. / Шбаз. Например: если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп, то Кш = ¾ = 0,75 2. Полнота ассортимента аптечной организации Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами такого товара, как ЛП могут быть лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д.
Кп = Пфакт. / Пбаз. В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптеки, спроса на ЛС или ФТГ, находящиеся в пределах 0,4-0,8. 3. Глубина ассортимента аптечной организации Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью, т.е. это варианты отдельных товаров. Под разновидностью ЛП понимают конкретные лекарственные препараты определенной лекарственной формы, дозировки концентрации, фасовки и т.п.
Кг = Гфакт. / Гбаз. 4.Структура ассортимента аптечной организации Структура ассортимента – это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Структура ассортимента рассчитывается как отношение отдельных групп к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры могут быть выражены в виде долей в процентах или долей от единого целого, т.е. от единицы. Структура ассортимента ЛП характеризуется долей отдельных ФТГ в общем количестве наименований ЛП, имеющихся в наличии (или реализованных) в аптечной организации. Доля отдельных ФТГ в ассортименте рассчитывается по формуле: Доля ФТГ (%) = Афтг / Ао * 100% , где Афтг – ассортимент ФТГ (количество наименований), Ао – ассортимент общий (количество наименований). Также структура ассортимента ЛП характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления. 5. Устойчивость ассортимента Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемые временные периоды. Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения. 6. Обновление ассортимента Обновление ассортимента – это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей. Обновление ассортимента происходит в двух направлениях:
7. Степень (индекс) обновления ассортимента Степень (индекс) обновления (lo) – это доля новых товаров, введенных в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого временного периода: Io = m / M , где m – количество наименований новых товаров, М – общее количество наименований товаров в ассортименте аптечного учреждения или разрешенных к применению в стране. Чем выше Iо, тем обновление считается лучше. 8. Полнота использования ассортимента Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛП.
Пи рассчитывается по формуле: Пи = а / А * 100% , где а – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП ИЛИ ФТГ, пользующихся спросом в аптечном учреждении за исследуемый период времени; А – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечного учреждения. | |
Просмотров: 24254 | Теги: ассортимент | Рейтинг: 0.0/0 |