Компьютерные технологии активно внедряются во многие сферы деятельности человека, и фармацевтический бизнес не стал исключением. Для предприятий фармации сегодня более чем в другой области актуальна проблема внедрения информационных технологий, которые позволяют:
- обеспечивать быстрый доступ к профессиональной справочной информации о ЛС и субъектах фармацевтического рынка;
- обрабатывать большие объемы коммерческой информации
- реагировать на колебания спроса и предложения;
- прогнозировать основные экономические показатели;
- осуществлять маркетинговый анализ.
Компьютеризация решает следующие задачи:
- автоматизация товародвижения и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации (учет движения ЛС и ИМН в целом и по группам; расчет торговых наложений, рентабельность товаров; формирование первичной учетной документации; учет денежных средств; учет работы с поставщиками; инвентаризация и др.);
- создание автоматизированных рабочих мест руководящего и фармацевтического персонала. Применение программных продуктов для автоматизации всей деятельности аптечной организации так и отдельных участков работы (товародвижение, бухучет).
- автоматизация взаимодействия с городской справочной системой. Упрощается доступ к информации не только о дефектуре, но и спросу по городу.
- создание комплекса услуг с использованием интернет-технологий.
Автоматизация имеет непосредственное отношение к движению товарно-денежных потоков в аптеке, поэтому рассмотрим основные этапы такого движения. Можно выделить условно следующие этапы движения товара:
Первый этап. Приобретение и получение товара от поставщиков.
Автоматизация на этом этапе играет только вспомогательную роль - подсказывает примерные позиции и количество того, что следует заказывать.
Второй этап. Приходование товара в аптеке.
Этот этап представляет собой распознавание, "регистрацию" товара для того, чтобы он мог в пределах аптеки быть опознанным по тем правилам учета, которые действуют в данной аптеке. На этом этапе автоматизировать можно только саму операцию расценки с помощью какой-либо программы.
Третий этап. Движение и изменение товара внутри аптеки.
Автоматизация этого этапа обеспечивает:
- быстрый поиск товара;
- перемещение с места на место;
- размещение товара на новом месте и запоминание этой информации в компьютере;
- выбор интересующей партии, серии товара;
- изменение цены;
- учет количества имеющегося товара;
- расчет ухода товара за прошедшие день, неделю, месяц;
- учет активов аптеки в виде сумм хранящегося товара;
- оценка ассортимента аптеки и его сравнение с подобным;
- планирование наценки и формирование политики ценообразования на основании данных об имеющемся и ушедшем товаре;
- контроль сроков годности товара;
- контроль серий имеющегося в аптеке товара;
- получение информации, необходимой для расчетов с поставщиками;
- планирование товарного кредитования от поставщиков для активизации торговой деятельности аптеки;
- другие операции, в ходе которых используется информация о товаре, который хранится в аптеке или уже был реализован покупателям.
Четвертый этап. Уход товара из аптеки (к покупателю, поставщику).
Инструмент автоматизации этого этапа - кассовый аппарат или касса-регистратор, сканер («считывание» штрих-кода товара).
|