Федеральным законом РФ № 61 «Об обращении лекарственных средств» дано определение «организация оптовой торговли лекарственными средствами» как организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Работа оптовых аптечных организаций регламентируется приказом Минздравсоцразвития России № 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения".
Реализация ЛС или передача их в распоряжение других субъектов фармацевтического рынка может осуществляться:
- другим предприятиям оптовой торговли ЛС;
- предприятиям — производителям ЛС для целей производства;
- аптечным организациям;
- научно-исследовательским учреждениям для научно-исследовательской работы;
- ИП, имеющими лицензию на медицинскую или фармацевтическую деятельность.
Наличие оптового посредника в системе продвижения товаров аптечного ассортимента от производителя до конечного или институционального потребителя объясняется несколькими причинами:
- происходит значительное сокращение прямых контактов производителя и институционального потребителя (розничного звена), на организацию которых потребовались бы значительные временные, трудовые и финансовые ресурсы;
- нивелируется несоответствие в масштабах производства партий товара и небольшим объемом заказа розничного звена;
- появляется возможность поддержания широкого и полного ассортимента при контакте с небольшим числом поставщиков.
Главной целью деятельности предприятия оптовой торговли является достижение экономических и маркетинговых результатов за счет оптимизации логистического взаимодействия между субъектами фармацевтического рынка.
Предприятия оптовой торговли на фармацевтическом рынке РФ представлены юридически самостоятельными лицами, то, согласно международной терминологии, они могут выступать в качестве:
- дистрибьютора — получают товар в собственность (имеют право на продажу, распоряжение и использование);
- агента (специализированного оператора или партнера по сбыту) — ведут дела нескольких предприятий, не получают товар в собственность, но могут заключать сделки от имени и за счет лиц, заключивших с ними агентский договор.
Классификация фармацевтических предприятий оптовой торговли
1. По объему осуществляемых функций:
- с полным циклом обслуживания (осуществляют все функции, характерные для оптовых посредников);
- с ограниченным циклом обслуживания (предоставляют ограниченный перечень услуг, например услуги по растаможиванию грузов, ответственному хранению и т.д.).
2. По степени интеграции:
- независимая структура (отсутствует интеграция с производством и розничным звеном);
- интегрированная система (оптовое звено имеет вертикально интегрированные связи с одним из участников рынка);
- структуры, имеющие собственную аптечную сеть и/или производство.
3. По географическим масштабам деятельности:
- национальные (имеют высокоразвитую сеть филиалов, представительств, дочерних предприятий не менее чем в 1/3 субъектов РФ);
- межрегиональные (охватывают несколько экономических регионов России, расположенных, как правило, близко друг к другу);
- региональные (специализируются на рынке одного региона).
4. По ориентации на покупателя:
- ориентированные на розничное звено фармацевтического рынка;
- специализирующиеся преимущественно на продажах медицинским организациям;
- не имеющие предпочтений в отношении отдельных групп покупателей.
5. По форме собственности:
- государственные;
- муниципальные;
- частные.
6. По специализации на определенном ассортименте:
- предприятия со смешанным ассортиментом (осуществляют поставки товаров разных ассортиментных групп и подгрупп);
- узкоспециализированные оптовики (являются, как правило, эксклюзивными дистрибьюторами отдельных ассортиментных групп или позиций).
|