Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Из практики аптечного дела
Управление здравоохранением и фармслужбой в РФ
 

Государственная система здравоохранения

Все эти вышеперечисленные организации являются юридическими лицами. В своей работе они руководствуются законо­дательством РФ и правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными актами органов управления этой системы.

Муниципальная система здравоохранения

Вышеперечисленные учреждения и организации также яв­ляются юридическими лицами. В своей деятельности эти уч­реждения и организации руководствуются не только обязатель­ными для них нормативными актами органов управления здра­воохранения РФ, но и актами органов местного самоуправле­ния. Бюджет муниципальных учреждений складывается из бюджета все уровней, в том числе и муниципального уровня.

Частная система здравоохранения

Деятельность субъектов частных собственности осуществля­ется в соответствии с теми же законодательными и норматив­ными актами, что и у предыдущих систем здравоохранения.

 

Все вышеперечисленные учреждения, предприятия и орга­низации трех систем здравоохранения заниматься своей дея­тельностью могут только при наличии лицензии. Лицензия дол­жна быть на избранный вид деятельности. Если предприятие или учреждение оказывает помощь по нескольким профилям, то в лицензии должен быть указан каждый вид деятельности отдельно.

 

Федеральную государственную политику в сфере охраны здоровья проводит Правительство Российской Федерации. Ми­нистерство здравоохранения РФ, относящееся к государствен­ной системе и входящее в его состав, является его центральным органом управления. Органы управления здравоохранением республик, краев, областей и кругов, подчиняются Министер­ству здравоохранения Российской Федерации. Органы управле­ния здравоохранением городов Москвы и Санкт-Петербурга так­же подчиняются напрямую Министерству здравоохранения Рос­сийской Федерации.

 

Ранее Министерство здравоохранения определяло политику в сфере обеспечения лекарственными средствами и само же кон­тролировало выполнение функций по обеспечению лекарствен­ными средства, но с 2004 года в Российской Федерации про­изошло разделение этих полномочий, и теперь вопросы контроля осуществляет специальная Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

 

В регионах руководство здравоохранением осуществляют различные организации: в некоторых областях и краях руко­водство здравоохранением области края возлагается на мини­стерства здравоохранения, входящие в состав Правительства; в других — комитеты по здравоохранению или департаменты охраны здоровья. Иногда вопросами здравоохранения на уров­не области или края занимается главное управление здравоох­ранения. Кроме того, в системе органов управления здравоох­ранения существует особенность — двойное подчинение. На практике это означает, что общие вопросы деятельности реша­ются и рассматриваются на уровне региона или территории и подчиняется соответственно региональное министерство здра­воохранения своему Правительству (например, области).

Существует также и межрегиональный уровень управления. Например, Пензенская область входит в Приволжский Феде­ральный округ и соответственно, контроль в федеральном При­волжском округе по реализации государственной политики в нем в сфере здравоохранения возложен на представителей Ми­нистерства здравоохранения в этом Федеральном округе. Пред­ставители Министерства здравоохранения федеральных окру­гов обязаны содействовать координации деятельности федераль­ных учреждений и организаций здравоохранения субъектам.

Российской Федерации, например, в Приволжском округе, всем областям входящим в его состав, в частности Пензенской, Са­марской и другим областям, а также краям и республикам. Кроме того, представители Министерства здравоохранения этих округов принимают также участие в подготовке и проведении коллегий Министерства здравоохранения Российской Федера­ции. На них возложена и работа по реализации федеральных и региональных проектов (например, национальных проектов) по вопросам здравоохранения и других целевых программ. Пред­ставители федеральных округов решают также задачи, связан­ные с территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Существующая в России централизованная система управ­ления здравоохранением, в которой участвуют и федеральные органы управления, решает важные государственные пробле­мы, к которым можно, например, отнести создание государ­ственного резерва лекарственных средств или программы, зат­рагивающие национальные проекты «Здоровье» в сфере здоро­вья граждан России. Кроме централизованной системы управ­ления в России существует и децентрализованная система управления здравоохранением. Эта система решает проблемы здравоохранения, в том числе и фармацевтической службы, со­вместно с территориальными органами власти.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ и соци­ального развития № 229 от 03 июня 2003 г., «единая номенкла­тура государственных и муниципальных учреждений здравоох­ранения» в номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения входят следующие учреждения:

    1) ЛПУ;

    2) Учреждения здравоохранения особого типа:

а) центр контроля качества и сертификации лекарственных
средств;

б) центр сертификации;

в)  центр фармацевтического надзора;

г)  информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу;

д)  контрольно-аналитические лаборатории;

3) Учреждения Госсанэпиднадзора и гигиенического образования;

4) Аптечные учреждения.

К Федеральным государственным учреждениям, отвечающим ли вопросы, связанные с лекарственными средствами, также относятся следующие организации и учреждения:

1) Консультативно-методический центр лицензирования Росздравнадзора (ФГУ КМЦЛ);

2) Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения ФГУ КМЦЛ Росздрава.

3) Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора (ФГУ НЦЭСМП);

4) Центр по сертификации ЛС Минздравсоцразвития РФ;

5) Орган управления системой сертификации ЛС Минздравсоцразвития;

6) Центральный орган по сертификации ЛС (ЦО).

К нему относятся:

- Центр по сертификации ЛС;

- Государственный НИИ по стандартизации и контролю ЛС Минздравсоцразвития РФ.

В настоящее время наблюдается переориентация управле­ния с отраслевого, которое ранее преобладало, на территори­альное. Кроме того, в результате реформирования системы ох­раны здоровья происходит перераспределение функций управ­ления между различными уровнями этого управления. Такое перераспределение особенно касается муниципального уровня, значение которого постепенно возрастает. На уровне муниципалитета в настоящее время решается много задач, в частности: развитие системы здравоохранения муниципалитета на подчи­ненной ему территории, а также обеспечение доступности ока­зания медико-социальной и медикаментозной помощи в пол­ном гарантированном объеме. Муниципалитет отвечает и за вопросы контроля качества оказания, как медико-социальной, так и медикаментозной помощи организациями всех видов си­стем здравоохранения и частными предпринимателями, распо­ложенными на его территории и подчиненными ему. Кроме того, на муниципальном уровне решаются вопросы и санитарно-ги­гиенического образования населения подведомственной муни­ципалитету территории.

Экономика фармации

Категория: Из практики аптечного дела | Добавил: Provizor (27.12.2010)
Просмотров: 14183 | Теги: КРС, структура минздрава | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы