Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Воскресенье, 20.8.2017, 11:05
Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Из практики аптечного дела
Развитие фармацевтической помощи

Истоки формирования концепции фармацевтической помощи лежат в глубокой древности и берут свое начало от египетского слова фармаки (перевод - "дарующий исцеление или безопасность") и греческого фармакон (в переводе - "лекарство"). Именно эту смысловую нагрузку отражают термины с корнями фарма или фармако, определяющие деятельность, так или иначе связанную с охраной здоровья населения на основе применения лекарств.

Фармацевтическая помощь

Впервые понятие «фармацевтическая помощь» стали использовать за рубежом в начале 70-х годов XX в. для характеристики содержания деятельности фармацевтов в больницах и клиниках. В то время под фармацевтической помощью понималась система обеспечения фармакотерапии, позволяющая улучшить качество жизни пациента, поскольку каждый клинический или больничный фармацевт наравне с врачом должен был брать на себя долю ответственности за здоровье человека.

Фармацевтическая помощь - это виды аптечной деятельности, обеспечивающие эффективное и безопасное применение лекарственных средств. Фармацевтическая помощь может предусматривать консультативную помощь, обучение и воспитание комплаентности пациентов, пропаганду здорового образа жизни, профилактику злоупотребления лекарственными средствами, установление терапевтических взаимоотношений с врачом, другими наблюдающими пациента специалистами, лицами, опекающими пациента, участие в процессе управления лекарственной терапией.

Фармацевтическая помощь включала в себя не только фармакотерапию, но и решение всех проблем, связанных с индивидуализированным назначением курсов того или иного лекарственного препарата.

В дальнейшем концепция фармацевтической помощи получила развитие не только в больничном секторе, она распространилась на аптечные организации и стала рассматриваться как альтернатива традиционному лекарственному обеспечению.

Отличительными чертами системы фармацевтической помощи стали:

  • новый тип взаимоотношений - «терапевтические взаимоотношения» в цепочке врач - фармацевтический работник - пациент;
  • участие специалиста с высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно: обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии;
  • достижение клинических результатов при оптимальных экономических затратах; • совершенствование системы распределения лекарственных препаратов (полное управление качеством, социальная фармация и др.);
  • оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения (совершенствование ее формы и содержания на этикетках, в информации для потребителей).

Фармацевтической помощь - философия практики общения с пациентом и общественностью в аптеке как первом звене многоуровневой системы здравоохранения (ВОЗ).

Принципы этого общения положены в основу концепции надлежащей аптечной практики, утвержденной Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1996 г.

К концу 90-х годов XX столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, получили как социальные, так и экономические результаты от ее внедрения, выразившиеся в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, сокращении повторных обращений к врачу, сроков госпитализации, уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов и т.д.

Советом Международной фармацевтической федерации в 1998 г. разработана декларация, в которой фармацевтическая помощь рассматривается как ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента, а также как процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств.

При этом врачи и фармацевтические работники выполняют взаимодополняющие и взаимоподдерживающие функции в достижении поставленных целей. В каждой стране, внедрившей или внедряющей концепцию фармацевтической помощи в практику здравоохранения, используется модель, учитывающая национальную специфику.

Так, в США наиболее распространена модель фармацевтической помощи для больничной и клинической фармации, а для европейских стран характерна модель, ориентированная на аптеки для населения. Однако общим для этих моделей является то, что они направлены на улучшение качества жизни пациента при оказании фармацевтической помощи. Впервые в отечественной практике концепция фармацевтической помощи была представлена в начале 90-х годов проф. П.В. Лопатиным.

Фармацевтическая помощь - это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно каждого человека всеми товарами аптечного ассортимента и, во-вторых, оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств и других предметов аптечного ассортимента, способов их хранения, использования, порядка приобретения и т.п.

Главной отличительной чертой данной модели фармацевтической помощи является ее альтернативность не только лекарственному обеспечению, но и сфере обращения лекарственных средств (ЛС) в целом. Кроме того, концепция затрагивает проблему качественного обеспечения различных типов потребителей не только лекарственными препаратами, но и другими товарами, реализуемыми фармацевтическими организациями, а также услугами, являющимися логическим продолжением фармацевтического обслуживания.

Используя прием декомпозиции систем, автор выделил основные подсистемы фармацевтической помощи:

  • контроль и надзор за фармацевтической деятельностью;
  • государственная стандартизация, регистрация и сертификация;
  • создание и воспроизводство товаров аптечного ассортимента;
  • промышленное производство и аптечное изготовление;
  • доведение товаров от производителя до потребителя;
  • информация и консультирование;
  • непрерывное фармацевтическое образование;
  • защита прав потребителей.

Фармацевтическая помощь как часть здравоохранения находится в тесной взаимосвязи с системами медицинской санитарно-эпидемиологической помощи. Содержание фармацевтической помощи во многом определяется правовыми, экономическими, социальными, технологическими и другими условиями внешней среды.

Основными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются:

  • эффект от применения товаров аптечного ассортимента (эффективность, безопасность, улучшение характеристик качества жизни и др.);
  • уровень квалификации специалистов фармацевтической отрасли;
  • своевременность; доступность товаров по цене и наличию в ассортименте.

Предложенная концепция фармацевтической помощи находит свое отражение в программах подготовки фармацевтических кадров и в практической деятельности специалистов и фармацевтических организаций.

В зависимости от условий лечения больной человек может получать фармпомощь как при амбулаторном лечении, так и в стационарных учреждениях и в рамках лекарственной самопомощи и самопрофилактики, что носит название контролируемое самолечение.

Более подробно остановимся на содержании информационно-консультационного обеспечения фармакотерапии конкретного пациента как основного компонента фармацевтической помощи.  Пациент рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления и пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛП или ЛП, которые будут применяться.

Поэтому основной целью информационно-консультационной услуги является повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости фармакотерапии конкретного заболевания для его здоровья, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов.

В итоге у больного должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению. В ходе услуги больному должна быть представлена информация о фармакотерапии заболевания.

В ее содержании, должны присутствовать следующие блоки информации:

  • цели лекарственной терапии;
  • свойства и действия лекарственных препаратов;
  • режим применения лекарственных препаратов;
  • схема лечения;
  • дозировка лекарственных препаратов;
  • положительные и побочные эффекты;
  • меры предосторожности;
  • взаимодействие с другими лекарственными препаратами;
  • хранение лекарственных препаратов в домашних условиях;
  • режим питания, совместимость с пищей.

Самым важным для реализации проекта внедрения услуги "фармацевтическая помощь" в работу аптеки является формирование взаимоотношений между пациентом (потребителем фармпомощи), врачом и провизором.

Внедрения фармацевтической помощи в деятельность аптеки может быть поэтапным. На первом этапе определяются категории пациентов, на которых будет рассчитана конкретная фармацевтическая помощь в зависимости от вида заболевания, симптомов и недомоганий. На втором этапе необходимо провести изучение возможностей аптечной организации по оказанию услуги, оцениваются материальные и кадровые ресурсы аптеки. На третьем этапе разрабатывается программа фармацевтической помощи с учетом целевой группы потребителей.

Программа фармацевтической помощи представляет собой документ, создаваемый с целью установления системы мероприятий, порядка и последовательности их выполнения, ответственных лиц как со стороны аптеки, так и со стороны медицинской организации, заинтересованной в участии в данной программе, и направляющий действия провизора в трех основных областях - обучению пациента правилам применения лекарственных препаратов, предупреждению и решению возможных проблем, содействию ресурсоназревающей терапии.

В программе фармацевтической помощи должны быть отражены такие действия провизора, как документирование медицинской и лекарственной истории пациента, оценка лекарственной терапии, ее режима, мониторинг параметров лекарственной терапии. Основные разделы программы - это положения, структура и содержание, условия предоставления, права и обязанности пациента, который является участником программы, права и обязанности провизора-консультанта аптеки, врача, а также информационно-справочное обеспечение фармакотерапии.

В результате совместных действий врача и провизора, а также их профессионально выстроенных взаимоотношений с пациентом повышается результативность лекарственной терапии. В свою очередь, соблюдение пациентом лекарственного режима влияет на процесс лечения и качество его жизни.

Основной целью фармацевтической помощи в аптеке является обеспечение надлежащего качества фармакотерапии конкретного пациента с конкретным заболеванием. Под надлежащим качеством понимаются требования к надежности, обоснованности, эффективности и экономичности, которые должны быть регламентированы определенными стандартами.

В аптеке могут быть выделены такие виды деятельности, как:

  • предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения требуемого качества;
  • обучение покупателя правильному применению ЛП и изделий медицинского назначения;
  • сотрудничество с врачом при составлении плана фармакотерапии пациента, информирование врача о применяемых пациентом ЛП безрецептурного отпуска;
  • контроль применения ЛП безрецептурного отпуска на основе постоянного сотрудничества с пациентом;
  • введение фармацевтического досье в базу данных о пациенте и его фармакотерапии.

Должен обеспечиваться индивидуальный подход к пациенту, постоянное взаимодействие провизора с пациентом и его врачом в пользу фармакотерапии конкретного заболевания как рецептурными, так и безрецептурными лекарственными препаратами.

Сюда входит и систематическое повышение уровня знаний провизора в области фармакотерапии данного заболевания, информация о ЛП, психология общения, развитие рынка ЛП, соблюдение профессиональной этики и конфиденциальности, стандартизация и контроль. У пациента должна сформироваться приверженность к лечению, которое способствует его выздоровлению и улучшению качества жизни. 

Все сведения о лекарственной терапии заносятся в фармацевтическое досье пациента, которое предоставляется как комплекс сведений о пациенте, его состоянии здоровья, назначенных и приобретаемых самостоятельно ЛП, побочных реакциях, консультациях врачей и провизоров по фармакотерапии.

Категория: Из практики аптечного дела | Добавил: Provizor (13.01.2017)
Просмотров: 2514 | Теги: фармацевтическая помощь | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы