Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Экономика аптечных организаций
Планирование экономической деятельности аптечной организации

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Таким образом, планирование позволяет максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия развития организации. Являясь основой эффективной деятельности предприятия, оно выполняет следующие функции:

  • способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов;
  • устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
  • выявляет сильные и слабые стороны деятельности;
  • влияет на степень адаптации организации к изменениям внешней и внутренней среды;
  • согласовывает цели и задачи предприятия и отдельных его подразделений; · улучшает координацию действий исполнителей.

Процесс планирования включает следующие стадии:

  1. организационная (определение конечных и промежуточных целей, постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей);
  2. аналитическая (анализ внешних и внутренних условий и ресурсов для выполнения по- ставленных задач);
  3. прогнозная (определение методов планирования плановых показателей);
  4. контрольная (наблюдение за ходом реализации плана и его корректировка).

К экономическим показателям деятельности фармацевтической торговой организации относятся:

  • товарооборот (объем реализации);
  • валовой доход (торговое наложение);
  • расходы и затраты (издержки);
  • товарные запасы и другие оборотные средства;
  • валовая прибыль от торговой (основной) деятельности, а также операционные и внереализационные доходы;
  • чистая прибыль.

Все экономические показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако информация, содержащая данные по каждому показателю, специфична как по объему, так и по методам ее получения и обработки.

Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемых при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.

При выборе конкретных методов планирования в аптечной организации учитываются следующие факторы:

  • длительность планового периода;
  • особенности расчета планового показателя;
  • обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;
  • наличие соответствующей технической базы для обработки информации и проведения расчетов;
  • уровень квалификации работников.

Для получения прогнозных величин по отдельным показателям экономической деятельности фармацевтической торговой организации могут быть использованы следующие методы и методические приемы планирования:

1. Балансовый метод планирования.

Предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и трудовых ресурсов с фактической потребностью в них.

Балансовые расчеты используются при планировании поступления товара на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов.

2. Нормативные методы (или методы технико-экономических расчетов).

Данные методы основаны на применении норм и технико-экономических нормативов расхода материальных ресурсов организации. Используемые нормативы бывают 3 видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельного предприятия.

Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности, например оплата коммунальных услуг (отопления, электроэнергии и т.п.), ставки большинства налогов.

3. Расчетно-аналитический (опытно-статистический) метод планирования.

Расчетно-аналитический метод используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных.

4. Экономико-математические методы.

Данные методы основаны на построении математических моделей, которые отражают количественные взаимосвязи между показателями. В фармацевтической системе широко используют регрессионные (одно- и многофакторные) и корреляционные модели, а также их сочетание.

Использование корреляционно-регрессионного метода позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами, влияющими на них и в последующем экстраполировать эти зависимости на определенный плановый период.

При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо, чтобы выбранная математическая формула описания экономических взаимосвязей в наибольшей степени соответствовала закономерностям развития планируемого показателя.

5. Методы экономической эффективности (оптимизации плановых решений).

Методы экономической эффективности заключаются в том, что при составлении плана выполняются многовариантные решения одной и той же задачи.

Категория: Экономика аптечных организаций | Добавил: Provizor (27.02.2015)
Просмотров: 19530 | Теги: планирование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы