Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Четверг, 21.9.2017, 08:13
Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Экономика аптечных организаций
Каналы товародвижения: понятие, основные характеристики и их виды

Формирование каналов распределения товаров является одним из сложных вопросов организации товаропроводящей системы, что объясняется многообразием факторов, влияющих на формирование каналов сбыта.

Сложность формирования и управления каналами распределения состоит также в том, что в условиях повышенной конкуренции в сфере обращения товаров, в том числе конкуренции между каналами распределения, при быстром развитии технологических и экономических инноваций в сфере обращения, ее субъекты вынуждены адаптировать всю систему распределения товаров к изменениям среды.

В противном случае эта система окажется неконкурентоспособной.

Компетентность и контроль, оцениваются с двух точек зрения:

  1. взаимного соответствия между основными конкурентными стратегиями, реализуемыми участниками канала распределения;
  2. способностью участников канала совместно реализовывать разработанную стратегию маркетинга.

При этом каждый альтернативный участник канала распределения товара должен оцениваться по критериям компетентности, издержек и контроля применительно к каждой функции маркетинговой деятельности в процессе сбыта товаров.

Учет этих факторов при выборе каналов распределения товаров позволит не только сформировать оптимальную систему распределения, но и в целом будет способствовать развитию инфраструктуры товарного рынка, активизации маркетинговой деятельности субъектов сферы обращения товаров.

При разработке методологии формирования системы распределения товаров следует исходить из критерия оптимизации развития инфраструктуры товарного рынка, поскольку основой ее формирования выступает система распределения товаров в сфере обращения, определяющая размещение объектов инфраструктуры.

При разработке методологии формирования системы распределения товаров исходим из того, что выбор каналов и участников распределения влияет на эффективность реализации сбытовой стратегии субъекта сферы обращения товаров.

Выбор каналов распределения и определение состава его участников выступает основой планирования логистических операций в соответствии с маркетинговыми функциями участников канала распределения, на базе которого выбираются стратегии распределения и формы сбыта товаров, определяется структура каналов распределения по участникам, длине и ширине канала, объемам реализуемых товаров.

При выборе каналов товародвижения необходимо особое внимание уделять учету возможного участия посредников, которые могут изменить границы сегмента в связи с изменением цен, условий продаж, территориального размещения оптовых складов и т.д.

Особое внимание при этом следует уделять выбору типа посредника на основе характеристик реализуемых товаров по цене, объемам закупок, срокам поставки и концентрации потребителей.

В свою очередь, система распределения товаров позволяет определить структуру каналов распределения по основным ее параметрам: участники каналов, длина и ширина каналов и объемы распределяемых товаров.

Организация процесса распределения и товародвижения предусматривает выполнение участниками каналов распределения логистических и маркетинговых функций по транспортировке, складированию, сортировке, комплектации, стимулированию сбыта и продвижению товаров.

Завершающим этапом формирования системы распределения товаров является оценка эффективности их распределения.

Обоснованность выбора каналов распределения подтверждается расчетами показателей эффективности затрат на товародвижение, определением уровня стабильности каналов, расчета показателей эффективной загрузки складов.

Формирование системы распределения товаров предполагает выполнение конкретных мероприятий по оценке существующей товарной и ценовой политики субъекта сферы обращения, системы распределения продукции, оценке инфраструктуры товарного рынка и его сегментов, а также формирование на этой основе качественных и количественных показателей, позволяющих оценить эффективность действующей системы распределения товаров.

Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микросистемы, связанные между собой логистическим каналом (канал товародвижения, распределительный канал, маркетинговый канал).

Из-за разнообразия и сложной структуры каналов товародвижения теоретически и практически чрезвычайно сложно описать всю совокупность проблем, с которыми сталкивается каждый участник сбытовой сети при разработке комплексной стратегии распределения.

Окончательной структуры каналов распределения предшествует длительный процесс планирования и переговоров. Но даже когда стратегия выработана и принята к исполнению, участники распределительной сети продолжают непрерывно пересматривать ее и вносить изменения на тех или иных участках канала.

Связи внутри каналов товародвижения весьма динамичны, поскольку компании стараются постоянно улучшать свои конкурентные позиции.

Методически обоснованная и практически реализованная рациональная структура распределительного канала дает организациям явные конкурентные преимущества.

В материальном плане логистический канал представляет собой группу организаций, обладающих правом собственности на товар или содействующих передаче собственности от первоначального владельца конечному покупателю в процессе рыночного обмена.

Общеизвестны количественные характеристики распределительных каналов:

  • Уровень канала товародвижения - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю. Уровень канала товародвижения зависит от количества посредников между производителем и конечным потребителем. 
  • Длина, и ширина логистических каналов характеризуются числом посредников (оптовых и розничных, торговых или функциональных) на любом этапе реализации продукции предприятия, рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах.
  • Мощность канала товародвижения характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении в случае ее однородности), продвигаемой через него.

В зависимости от перечисленных характеристик распределительные каналы подразделяются на два вида:

  • канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт);
  • многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт).

Канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт) не предполагает наличия посредников, так как продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними.

уровни каналов товародвижения

К прямому сбыту относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а также продажа по объявлениям в средствах массовой информации, через интернет-магазины.

Этот вариант наиболее часто используется при сбыте товаров производственно-технического назначения, реже - товаров народного потребления.

Многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт) подразумевает продажу товаров через посредников.

Категория: Экономика аптечных организаций | Добавил: Provizor (20.11.2014)
Просмотров: 12746 | Теги: логистика | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы