Главная » Статьи » Организация и экономика фармации » Экономика аптечных организаций
Анализ и планирование потребности аптечной организации в товарных ресурсах

Анализ и планирование потребности аптечной организации в товарных ресурсах проводится в несколько этапов:

  1. анализ обеспеченности аптеки товарными ресурсами и эффективности их использования в предплановом периоде;
  2. расчет необходимого размера (норматива) товарных запасов на плановый период;
  3. определение общей потребности в товарных ресурсах и разработка плана поступления товаров.

Анализ отчетных данных об обеспеченности аптеки товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента - товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности аптеки в товарных ресурсах.

Анализ поступления товаров в аптеку

Анализ поступления товаров проводят как в стоимостных, так и в натуральных показателях:

  • в целом по аптечной организации;
  • по товарной структуре;
  • по источникам поступления и поставщикам;
  • по срокам поступления.

Сначала осуществляется оценка выполнения плана поступления товаров, которая проводится по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года.

Поскольку итоговый показатель поступления товаров может складываться из сверхплановых поставок одних товарных групп и невыполнения плана по другим, второй этап предполагает анализ поступления в разрезе товарной структуры, в ходе которого необходимо установить, как в аптечной организации удовлетворяется спрос на отдельные товарные группы.

Перевыполнение плана поступления по отдельным группам положительно оценивается лишь тогда, когда по всем остальным группам план поставок выполнен и перевыполнен. Поэтому при анализе в счет выполнения плана засчитывается стоимость поставленной продукции в пределах планового показателя при перевыполнении плана, и сумма в пределах фактического значения – при невыполнении плана.

На третьем этапе при изучении источников поступления товаров следует установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем.

На четвертом этапе изучается частота и своевременность завоза товаров. Большое значение при этом придается выполнению плана по срокам поставки (ритмичности).

Нарушение сроков поставки ведет к невыполнению плана реализации продукции. Для оценки ритмичности поставок используют коэффициент ритмичности, который определяется по формуле:

Критм = Пфакт : П

,где Критм – коэффициент ритмичности; Пфакт – фактический объем поставки товаров, но не более запланированного, руб. П – плановый объем поступления товаров, руб.

Для максимального и своевременного удовлетворения спроса на товары аптечного ассортимента особое внимание необходимо уделить учету выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам, поскольку соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов.

Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности, расчет которого состоит из следующих операций:

1) Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки:

 

 

 

 

 

где

Пфакт - фактический объем поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.;

П — среднее значение объема поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.;

n — количество дней, декад, месяцев и т.д..

2) Расчет коэффициента вариации поставки:

3) Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров:

Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже от¬дельных товаров.

Коэффициент ритмичности свидетельствует о выполнении плана по срокам поставки. Расчет коэффициента равномерности показывает, что поступление товаров в аптеку было организовано достаточно равномерно (значение близко к 100).

Категория: Экономика аптечных организаций | Добавил: Provizor (31.10.2014)
Просмотров: 6536 | Теги: товарные запасы | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы