Главная » Статьи » История фармации » История фармации стран Востока
История фармации арабов

Арабы искони проживали на Аравийском полуострове и вслед­ствие особых климатических и географических условий зани­мались преимущественно скотоводством и торговлей. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является   делом  или  общин, или областного центрального правительства. Арабы в силу этого по пре­имуществу были торговым народом.

Переворот, произведенный Магометом (VII век н.э.) и начавшаяся вслед за тем национально-освободительная война дали толчок к дальнейшим завоеваниям.

В течение пяти веков арабы владели большинством куль­турных стран от Индии до Атлантического океана (Испания). Захват арабами главных мировых торговых путей и созда­ние сильного торгового государства не могли не вызвать рас­цвета естественных наук, необходимых в интересах мореплавывания и торгового владычества.

Но, покорив более культурные народы (Египет, Персия, Индия), арабы охотно стали приобщаться к культуре побежден­ных и учиться у них. Так создалась огромная арабская пере­водная литература.

Крупнейшие врачи арабского периода, писавшие по-арабски, были персами, как, например Аль-Рази, Ибн-Сина и др. Большую роль в развитии наук сыграла Академия в Багдаде (город мира), где, наряду с другими науками, тщательно изуча­лась и медицина. Число ученых и учащихся здесь доходило до 6 000.

Здесь же была основана и первая аптека в 754 г. В XII веке, когда в Западной Европе было только два университета, в Испании функционировали открытые арабами 70 публичных библиотек и  17 высших школ.

Время культурной гегемонии арабов совпало с мрачным периодом развития католического фанатизма и преследования всякой свободной мысли, и поэтому роль арабов как храни­телей и продолжателей цивилизации древнего мира вполне понятна.

Ко всему тому, чему арабы научились у греков, в Персии и в Индии, они добавили   много   своих   оригинальных   трудов.

С точки зрения фармации, большой интерес представляют Абу Мансур Мувафак (975 г.), составивший книгу под названием "Книга фармакологи­ческих основ", в которой он рассматривает серу, уголь, кремень и воду и отношение их к организму. Далее он указывает на характерные особенности из­вести, гипса в обыкновенном и прокаленном их состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, цинк, золото, серебро, ртуть, нефть, смолы, камфору, крахмал, сладкие камеди, кислые соки растений, жиры, из которых приготовлялось также мыло, и пр. В книге говорится также о пер­сидском старом средстве - мази из ртути и алканы, благодаря которой город Тавриз был пощажен грозным Тамерланом: тавризцы ртутной мазью освобо­дили войско Тамерлана от насекомых, покрывавших его воинов с ног до головы.

Авиценна (978 -1036) пользуется широким кругом лекарственных веществ. Из растительного мира Авиценна пользовался ароматными, пряными и смоли­стыми веществами, между прочим, камфорой, янтарем, колоквинтами, скамонием, ревенем, опием, индийским хмелем. Из продуктов животного мира Авиценна употреблял мускус, бобровую струю, клопов, мочу и помет многих животных и т.п. Золото и серебро Авиценна считал кровоочистительными средствами, что дало повод последующим поколениям приготовлять позоло­ченные пилюли. Ртуть употреблялась Авиценной при заворотах кишок. 

Он упоминает о действии яичного масла "натурального баль­зама", о финиковом масле, кото­рое считалось камнерастворителем. Далее он описывает цветы кувшинки как корригирующее против остроты черного геллебора, подобно тому, как мастика служит исправляющим средством для скаммония, а сладкий мин­даль - для колоквинтов.

Черный геллебор он употреблял внутрь при роговидном разращении на кости. По его наблюдениям подобные новообразования уменьшаются или даже совсем пропадают при при­менении опорожняющих, разре­шающих и иссушающих средств, в том числе черного геллебора, который, однако, он считает опас­ным средством.

Многими названиями   фармация   обязана   арабам:   алкоголь, юлеп, сироп, нафта, безоар   и многие другие -арабского   происхождения. Арабам принадлежит первенство в создании фармакопеи. Арабская фармакопея (карабадини) переводи­лась на другие языки. В Грузии она была переиздана еще в 1936 г. Арабы ввели нежнодействующие средства (сиропы, розовая и другие душистые воды) и многие корригирующие веще­ства.

Одним из главных занятий аптекарей была торговля паху­чими маслами, в особенности сандаловым деревом. Арабы не любили сильнодействующих средств и вместо греческих драстических ввели более легкие слабительные, каковы, например, сенна и тамаринды, а к сильнодействующим прибавляли фиал­ковый корень, лимонный сок и т.п. для ослабления их дей­ствия. Вообще арабы очень любили ароматные средства и часто употребляли их. Аптеки находились под особым надзором правительства, которое заботилось о дешевизне и доброкачественности ле­карств.

В  XVI столетии мы встречаем у арабов до 2 600 лекар­ственных веществ, в том числе 1 400 растительного происхож­дения. Арабы же первые стали испытывать действие лекарственных средств на животных. Выдающееся место играло учение о ядах и противоядиях. Калифы также занимались токсикологией, а калиф Мотавеккиль превзошел даже Митридата: по преданию, он подвергал своих гостей во время пиршеств укушению ядо­витых змей и затем излечивал  их магическим териаком.

Категория: История фармации стран Востока | Добавил: Provizor (08.06.2011)
Просмотров: 6698 | Теги: история фармации | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы