Приветствую Вас Прохожий • Регистрация • Вход
Вторник, 30.5.2017, 01:41
Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Кадры решают все
Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности "Фармация"
В последние 15 лет эти требования и качество подготовки специалистов определяются государственными образовательными стандартами. В настоящее время вышло третье поколение образовательных стандартов. Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 060301 "Фармация" утвержден 17 января 2011 года

Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности "Фармация" определяет основные требования к качеству подготовки специалистов. Качество профессиональной подготовки в области фармации, как и любой другой, зависит от степени обоснованности трех основных составляющих: 
1. цели обучения (для чего учить); 
2. содержания обучения (чему учить);
3. принципов организации учебного процесса (как учить). 

Цели обучения - это главный вопрос при подготовке специалистов. Однако практика обучения до сих пор не давала научно обоснованного ответа на него. 

Цели подготовки указывались в весьма общей форме: дать прочные знания, научить творчески применять их на практике, знать и уметь и т.д. Основной особенностью квалификационной характеристики является ее разделение на две части: в первой части всегда указывалось, что должен знать специалист, во второй - что он должен уметь. 

Недостатком такого деления является то, что в первой части, касающейся знаний, было повторение учебного плана и некоторых разделов программ по основным предметам. Следовательно, неизбежен одновременно вопрос о критериях, по которым можно судить, знает или не знает студент данный предмет. 

К недостаткам относится и то, что нет обоснования перечня знаний или умений. 

Полное содержание целей подготовки провизора определяется конкретными условиями работы в современной экономической эпохе, особенностями профессиональной деятельности, требованиями общества к специалисту -готовность выполнять социальный заказ. В существовавших квалификационных характеристиках цели подготовки описаны на языке знаний и умений, что является своеобразным противопоставлением этих понятий. 

Фактически любое умение не может не опираться на определенную систему знаний. Следовательно, обоснованное выделение системы умений должно одно-временно означать определение необходимых специалисту знаний. Кроме того, каждое умение предполагает задачу, которая решается с его помощью. Из этого вытекает, что для разработки целей образования необходимо выделить систему задач, решение которых потребует практическая деятельность провизора. 

Определение характера задач - это еще одна проблема выбора содержания образования. Ни для кого не секрет, что студенты во время обучения имеют дело со стандартными задачами. Практическая же деятельность специалиста требует умения самостоятельно формулировать задачи и находить пути их решения, чаще всего нестандартные. 

В связи с этим умения, приобретаемые студента-ми при изучении отдельных предметов, должны рассматриваться лишь как составная часть целей изучения предмета. Комплекс умений, приобретенных на основании решения стандартных задач, должен сформировать у студентов способность решать нестандартные производственные задачи, т.е. компетенцию

Таким образом, главная особенность нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности "Фармация" заключается в формировании компетенций у выпускника фармацевтического ВУЗа, которая заключается в подготовке специалиста с определенным уровнем комплекса знаний и умений, позволяющего решать вопросы производственной деятельности. 

Такие компетенции являются узкопрофессиональными и не могут характеризовать выпускника как специалиста, готового работать в коллективе и тем более руководить им. Кроме того, умение общаться с людьми, больными, врачами, коллегами также входит в компетенцию провизора. 

По своему характеру все компетенции выпускника разделены на два типа: 
- общекультурные компетенции
- профессиональные компетенции. 

Подобное разделение конечно же можно считать условным. С одной стороны, некоторые общекультурные компетенции могут стать в ряде случаев профессиональны-ми. Так, коммуникативная компетенция является профессиональной при информационной работе провизора, при его общении с посетителями аптеки и т. д. 

Порой профессиональные компетенции остаются на уровне общекультурных. Это может быть в тех случаях, когда в непосредственной производственной работе она является невостребованной. Можно сказать, что градацию компетенций следовало бы продолжить путем разделения профессиональных компетенций на подгруппы. 

Однако представленный перечень компетенций, как общекультурных, так и профессиональных, в варианте образовательного стандарта охватывает практически все стороны производственной деятельности провизора, поскольку он включает практически все этапы обращения лекарственных средств - от разработки до потребления больным. 

Важным вопросом в подготовке специалистов является реализация образовательного стандарта. 
Успешное выполнение этой задачи воз-можно при соблюдении трех условий: 
1. наличия рабочей программы с соответствующим содержанием; 
2. материального обеспечения учебно-го процесса; 
3. методического обеспечения лабораторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов. 

Рабочим документом для осуществления учебного процесса по каждой дисциплине является календарно-тематический план. Общий, наиболее типичный недостаток таких планов - это отсутствие связи лабораторных работ с конечной целью образования, т.е. с компетенцией. 

В большинстве случаев это вызвано некачественным подбором содержания лабораторных или практических занятий. Наиболее эффективным методом для подбора содержания признан системный подход, в соответствии с которым цели каждого лабораторного занятия должны вписываться в иерархию системы по овладению той или другой компетенцией. 

Образовательным 3 последнего поколения предусмотрен минимальный перечень оборудования, необходимый для овладения всеми компетенциями. Очевидно, что при отсутствии того или иного прибора невозможно овладеть умением проводить с помощью его экспериментальную работу. Научно-обоснованное методическое обеспечение - это один из узловых вопросов обучения. Задача методической работы заключается в том, чтобы в минимальные сроки включить студента в систематическую работу, помочь ему овладеть определенными знаниями и умениями. 

Методическое обеспечение включает наличие учебной и методической литературы, методических пособий и рекомендаций. Следует учитывать, что более 79% знаний студент приобретает самостоятельно при работе с учебниками. По-этому главной задачей вуза является обеспечение студентов учебной литературой. 

В настоящее время частичное решение данной проблемы достигается за счет использования электронных ресурсов. Методическое обеспечение предполагает правильное распределение объемов самостоятельной и аудиторной работы, а также наличие рекомендаций по выполнению лабораторных и самостоятельных работ. 

Последние должны быть своеобразным путеводителем по литературе и руководством по овладению определенными знаниями. Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план по специальности 060301 "Фармация" являются основными нормативными документами, определяющими требования к квалификации выпускника фармацевтического вуза. 

Реализация образовательного стандарта возможна при правильной организации учебного процесса, который должен быть построен по иерархической системе, где все промежуточные цели образования направлены на достижение комплексных целей - компетенций.
Категория: Кадры решают все | Добавил: Катя (06.11.2013)
Просмотров: 3195 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы