Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Фармацевтическая деонтология
Основы фармацевтической деонтологии

Деонтология (слово греческого происхождения deontos — должное и логия - учение) означает учение о должном.

Термин «деонтология» предложен в XIX веке анг­лийским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере при­менимо к любой сфере профессиональной деятельно­сти - медицинской, инженерной, юридической и т.д.

Медицинская деонтология учение о должном в медицине разработано и введено в медицинскую теорию и практику известным советским хирургом - онкологом академиком Н.Н. Петровым. Он определял это понятие как («учение о принципах поведения ме­дицинского персонала... для максимального повыше­ния суммы общественной полезности и максимально­го устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Медицина и фармация как две взаимосвязанные профессии призваны охранять здоровье людей, вести постоянную борьбу за продление человеческой жизни.

Вопросы медицинской и фармацевтической деон­тологии имеют много общего, т.к. основным объектом деятельности является больной человек. Однако каж­дое из этих направлений здравоохранения имеет свои специфические черты.

Сейчас в здравоохранении под медицинской и фармацевтической деонтологией понимается учение о принципах поведения врача и фармацевтического ра­ботника в соответствии с благородными и гуманными задачами медицины и фармации.

Как всякая историческая категория медицинская и фармацевтическая деонтология и этика развивались в соответствии с уровнем развития медицины и фарма­ции при определенных общественно-экономических формациях, наследуя наиболее рациональные прин­ципы и нормы из поколения в поколение.

Знатоки лекарственного дела известны очень дав­но, но фармация как наука была частью медицины и выдающимися деятелями лекарствоведения были вра­чи, объединявшие в своей деятельности не только все отрасли медицины, но и естествознание и философию своего времени.

В древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Внды» («Знание жизни») в трех книгах, написанных в V-VI веке до нашей эры, содержатся различные сведения. Среди них требования, предъявляемые к врачам. Со­гласно этим требованиям врач должен обладать высо­кими моральными и физическими качествами, он дол­жен быть сострадательным, доброжелательным, ни­когда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был круп­ный хирург того времени Сушрута. Сушрута указы­вал, что лекарство в руках знающего человека подоб­но напитку бессмертия и жизни, в руках невежды - подобно огню и мечу.

Известный врач древней Греции - знаменитый Гиппократ (460-377 г. до н.э.) в своем трактате «О вра­че» сформулировал основные принципы взаимоотно­шений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…,быть благоразумным, справедливым при всех обстоя­тельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности..., знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к по­року». Касаясь поведения врача он считал нужным от­метить, что «поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются»

Большое внимание Гиппократ уделял внешнему виду врача. Он давал такие советы: «Врач, насколько позволяет ему природа, должен иметь хороший цвет лица, и быть в добром геле..., ведь если он сам за со­бой не умеет хорошо присмотреть, то что же он дол­жен предпринять хорошего для других. Врач должен быть чистым, хорошо одетым и должен быть парфюмирован благовонными мазями, он должен вести бла­гопристойный образ жизни».

Эти советы пришли к нам из далеко ушедших ве­ков, но они не потеряли своего значения и поныне. Поэтому и врач и фармацевтический работник долж­ны быть проводниками всех основных санитарно-ги­гиенических мероприятий.

Огромное влияние на развитие принципов пове­дения медицинских работников оказала знаменитая «Клятва Гиппократа». Интересно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1957 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Большую роль в истории медицины и фармации сыграла медицинская школа в Салерно. В салернской школе была составлена обширнейшая по тем време­нам опись рекомендуемых к употреблению лекарств, названная «Сад здоровья», а также положено начало разделению профессиональной подготовки врачей и аптекарей. До этого лекарства изготовляли сами вра­чи, В XIV веке был издан «Салернекий кодекс здоро­вья», где в стихотворной форме изложены взгляды на то, как деонтологически правильно относиться к больному.

В России сведения о возникновении первой регла­ментированной государством аптеки относятся ко второй половине XVI века. В начале XVIII века уч­реждаются первые частные аптеки. Все стороны дея­тельности аптеки регламентировались аптекарским уставом, входившим в Свод законов Российской им­перии от 20 сентября 1789г. В нем находят отражение основные требования, которым должен был отвечать работающий в области лекарствоведения: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен, быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен во всякое время, при­сутствен и исполняющий звание свое всеобщему бла­гу соответственно».

К управлению аптекой допускались лишь лица, имеющие фармацевтическое звание. Устав требовал изготовлять лекарства только из свежих, годных средств, точно по рецепту. По неясному рецепту или рецепту, в котором вес лекарственных средств пока­жется сомнительным, аптекарь не должен приготов­лять лекарство, пока не уточнит пропись рецепта у врача. Таким образом, основные мысли и положения этого устава не потеряли своего значения и в настоя­щее время.

Во второй половине XIX века прогрессивные взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г Черны­шевского. Н.А. Добролюбова. Д.И. Писарева оказали заметное влияние на формирование профессиональ­ного долга российских медиков, педагогов, инжене­ров и юристов. В своей жизни и работе они руковод­ствовались высокими моральными и этическими нор­мами гуманизма, бескорыстия и трудолюбия.

Необходимо отметить, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицин­ской деонтологии, именовалось врачебной этикой.

М.Я. Мудров говорил, что при назначении ле­карств необходимо растолковать не только внешние свойства, но и его действие. Об огромном значении слова, манере обращения, выражении лица, интона­ции голоса М.Я. Мудрова писал: «... долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрое I и. чаще из психологии. Сим искусством печального уте­шишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успоко­ишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, роб­кого сделаешь смелым, скрытного откровенным, от­чаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает те­лесные боли, тоску, метание и которая самые болез­ни... иногда покоряет воле больного».

История русской медицины сохранила много при­меров беззаветного служения наших великих врачей и фармацевтических работников своему профессио­нальному и гражданскому долгу.

В развитии отечественной фармации много сдела­но профессором кафедры фармации Петербургской медико-хирургической академии А.П. Нелюбиным (1785-1858 гг.) Он был основоположником самостоя­тельного направления в русской фармацевтической науке первой половины XIX века, организатором фар­мацевтического образования. А.П. Нелюбин указы­вал, что «фармация не простое искусство, а наука», и что фармация есть особенная ветвь естественных на­ук, что ее задача «...составлять совершенно новые ле­карства и определять оным доброту» .

Этика и деонтология включают в себя общегуман­ные, общечеловеческие представления и нормы мора­ли и нравственности, передаваемые из поколения в поколение.

Медицинский портал Likar.info - это мировые новости медицины, консультации специалистов, здоровый образ жизни и многое другое. Интересно о мире медицины и фармацевтики раскажет  Likar.info.

Читаем дальше: Теоретические основы фармацевтической деонтологии.

Экономика фармации

Категория: Фармацевтическая деонтология | Добавил: Provizor (16.11.2010)
Просмотров: 14457 | Теги: этика, деонтология | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы