Главная » Статьи » Фармацевтический менеджмент » Фармацевтическая деонтология
Деонтологические принципы работы провизора и фармацевта
Специфика работы в торговом зале аптеки состо­ит в том, что работникам приходится постоянно об­щаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только име­ющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких ра­ботников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность. Поэтому провизорам (фармацевтам), работаю­щим в постоянном контакте с больными, должны быть присуши следующие психологические качества:

1. Чувствительность к различию формы, цвета, ве­личине товара аптечного ассортимента.

2.Чувствительность к человеческой речи (для ус­тановления нормального контакта с больным).

3.Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимо­го лекарственного препарата или других това­ров медицинского назначения).

4.Сосредоточенность внимания (при обслужива­нии конкретного больного).

4.  Устойчивость  внимания  (сохранение  работо­способности на протяжении рабочего дня).

5.  Хладнокровие  и выдержка (при  разрешении конфликтных ситуаций).

6.  Эмоциональная устойчивость и уравновешен­ность.

7.  Старательность и добросовестность.

8.  Владение речью.

Провизору (фармацевту) надо уметь дифференци­ровать посетителей аптеки, с тем чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным.

Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщина больше знает медика­менты, их действие. Ей чаще приходится лечить близких, и она все хочет узнать о препарате. Мужчины, на­оборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо «задержать» и объяснить, как принимать, хра­нить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят пого­ворить, посоветоваться и провизор обязан удовлетво­рить их желания.

Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участив и внима­ние, к раздражительным отнестись спокойно и преду­предительно, к обидчивым - тактично, к грубым - вы­держано, хладнокровно, сохраняя собственное досто­инство.

Кроме того, больных надо дифференцировать, ис­ходя из состояния болезни: начало болезни, разгар бо­лезни, период выздоровления (инкурабельные боль­ные, хронические).

Провизор должен быть со всеми одинаково веж­лив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслу­жить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и со­держать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения.

Логичность мыслей достигается формулой: со­став, применение, эффект.

Эффективность лечения в большей степени зави­сит от соблюдения больным правил приема и хране­ния лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, по­чему прием должен быть до, а не после еды, а часто­та приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лече­нии, верить в него.

Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяс­нить способ и время приема лекарства. Не надо жа­леть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов. Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмот­ным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фарма­цевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться по­желанием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом осо­бенно нуждается.

В разговоре с больным необходимо избегать об­щих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли.

При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором.

Больной обычно находится в состоянии подавлен­ности, болезнь и связанные с ней опасности нервиру­ют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь разве­ять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его.

Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися ле­чению. Если такие больные или их родственники по­лучают лекарства из аптеки, то препараты следует вы­давать без аннотации, из которых больной может уз­нать свой диагноз. В случае, если больной спрашива­ет, от какой болезни выписано лекарство, рекоменду­ется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболева­ния (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.).

Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голо­сом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неува­жения и бестактности. Утомляет и монотонность ре­чи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение.

Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: «Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу «Нужного Вам лекарства в аптеке нет» можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нуж­ного лекарства, необходимо сначала согласовать во­прос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой дан­ный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступле­нии. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Боль­ной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом.

Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопостав­лением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), ме­ланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь неболь­шой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и по­мнить о типе нервной системы сотрудников при рас­становке кадров.

Одним из важных принципов деонтологии, с по­мощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора это сво­его рода визитная карточка аптеки: по тому, насколь­ко провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, по­вышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотноше­ния.

Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лиса, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вуль­гарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пыш­ных причесок, выбивающихся из-под шапочки.

Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку мож­но украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна от­вечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме.

Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обая­ние содержит в себе, прежде всего, уважение к дру­гому. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение ува­жать людей». Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. «Ничто не ценится так доро­го и ничто не обходится так дешево, как вежли­вость» - писал Сервантес.

Если вы затеяли дома ремонт и не можете подобрать нежные вам обои, то магазин обоев для стен компании "Маэстро" именно то что нужно для ваших стен. Компания "Маэстро" предлагает обои ведущих европейских производителей высокого качества и богатого выбора. 

Читаем дальше: Методы общения первостольника с посетителями аптеки.

Категория: Фармацевтическая деонтология | Добавил: Provizor (16.11.2010)
Просмотров: 22516 | Теги: деонтология | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы