Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Управление товарным ассортиментом и торговым запасом
Удовлетворение спроса конечного потребителя на лекарственные препараты непосредственно происходит в розничном звене цепочки товародвижения - аптеке. 

Именно факт реализации лекарственного препарата конечному потребителю дает рыночное подтверждение целесообразности его выпуска, показывает, что ресурсы на его производство и движение по товаропроводящей цепи (логистический канал) были затрачены не зря. Чтобы это осуществилось, необходимо, чтобы в аптечном учреждении в каждый момент времени имелись необходимые ЛС в нужных количествах. 

Другими словами, центральными проблемами роз­ницы является поддержание в аптеке соответствующего спросу ассортиментного и количественного (адекватный уровень запа­сов) набора препаратов. 
Главная же трудность состоит в том, что решить эти слож­ные проблемы должно не министерство здравоохранения с его государственным аппаратом сбора и анализа статистических данных, и не крупная корпорация, специалисты которой владеют всей полнотой марке­тинговой информации, а маленькое торговое предприятие с край­не ограниченными людскими и материальными ресурсами. 

При выборе ассортимента, в частности, встают две про­блемы: его общая ширина и конкретный подбор включаемых препаратов. Что касается ширины ассортимента, то она обычно приблизительно известна и отражает сложившийся на данный момент времени уровень развития медицины, лекарственного снабжения и платежеспособного спроса в данном регионе стра­ны. 

 Сложившийся уровень, однако, требует уточнения приме­нительно к конкретной аптеке. Дело в том, что на эту величину влияют очень многие обстоятельства: от места ее расположения (центр города, периферия, близость к станции метро, торговому комплексу и т.п.) до типичного контингента покупателей (жители местного «спального» микрорайона, случайные прохожие на цен­тральной улице, пассажиры на привокзальной площади и пр.). Критерием для принятия решения об изменении ширины ассортимента является увеличение прибыли. 

Ассортимент сле­дует расширять до тех пор, пока это увеличивает прибыль. При этом, по мнению известного российского маркетолога А.С.Славич-Приступы, такому малому предприятию, как аптека, не следует придумывать сложных маркетинговых приемов. 

Практи­ческий опыт убедил его в том, что «единственный реальный путь оптимизации ассортимента - это метод «проб и ошибок»: непре­рывный процесс оптимизации, увеличение/уменьшение ассорти­мента небольшими «шагами» (обычно на 50-100 позиций раз в 1-2 месяца) и отслеживание динамики прибыли аптеки». Куда более сложен «по-препартный» подбор ассортимен­та. 

Дело в том, что с одной стороны, потенциальный ассортимент реализуемой продукции в фармацевтике исключительно велик (включая парафармацевтику, аптеки страны реализуют более 15 000 позиций), а с другой стороны - объемы продаж разных препаратов в высшей степени неравнозначны. Неверный подбор всего лишь нескольких процентов общего ассортимента может буквально провалить продажи в том случае, если ошибка косну­лась главных позиций. 

Одна из центральных задач аптеки состо­ит в том, чтобы выработать процедуру обеспечения постоянного, пристального внимания к наиболее важным с коммерческой точ­ки зрения ЛС. Распространенным способом оптимизации ассортимен­та торговой компании является так называемый ABC-анализ. Он применим как в аптеке или аптечной сети, так и в оптовой фирме. 

Целью такого анализа является контроль за правильнос­тью подбора ассортимента и за состоянием запасов. Его примене­ние способствует оптимизации ассортимента, упрощает приня­тие решений по нему, а также уменьшает затраты на содержание запасов.
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (09.04.2011)
Просмотров: 7271 | Теги: тз | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы