Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Роль самолечения в медицине

Приблизительно в 80-90-е годы 20 века в большинстве развитых стран совершилась смена научно-практической парадигмы. Произошедшие сдвиги были обусловлены рядом причин.

1. Стремление населения к ведению здорового образа жиз­ни.

По мере увеличения благосостояния развитых стран здоровье и большая продолжительность жизни стали рассматриваться их жителями как приоритетные ценности. Они существенно потеснили в иерархии потребностей те более неотложные нужды (в одежде, питании и т.д.), на удовлетворение которых тратят свои силы и средства люди в бедных государствах.

Широкое распространение получили отказ от курения, культ здоровой пищи, занятия спортом. В сфере использования медицинских продуктов эта тенденция выразилась в трех больших волнах потре­бительского интереса: сначала к витаминам, затем к фи­топрепаратам и, наконец, к БАД, употребление которых, согласно сложившемуся общественному мнению, не просто лечит какой-то недуг, но "полезно" и "продлевает жизнь человека". 

Таким образом, на­рушилась традиционная взаимосвязь: "Больной человек - необходимость лекарств, здоровый человек - ненуж­ность лекарств".

Массовыми потребителями лекарственных препаратов и парафармацевтических товаров стали именно здоровые люди, не нуждающиеся во враче.

2. Профилактическая и превентивная медицина.

Параллельные процессы в медицинской науке привели к перемеще­нию акцента с лечения болезней на их профилактику. По­лучило распространение расширительное толкование по­нятия "здоровье"

Согласно современному определению Всемирной организации здравоохранения, оно заключа­ется в "состоянии полного физического, ментального и социального благополучия, а не просто в отсутствии бо­лезни или недомогания"

Соответственно, значительная часть усилий врачей сместилась с лечения болезней в их клинической стадии на доклиническую стадию, либо даже на устранение явлений, не являющихся в узком смысле болезнями, но представляющими собой факторы риска. 

3. Изменение отношения к врачу.

В условиях распростра­нения массового интереса к проблемам здоровья и накопления медицинских знаний у населения модифи­цировался характер отношений врача и больного. 

Врач все чаще стал рассматриваться не как "полубог в белом", который, опираясь на высшее знание, определяет, каким образом необходимо лечиться больному, а как терапев­тический партнер больного.

Кроме классических назна­чений современный врач нередко дает пациенту и рекомендации более общего свойства, предполагающие в про­стых случаях элементы самодиагностики и самолечения с применением безрецептурных препаратов. 

4. Изменение отношения к субъективным показателям и отношения к феномену плацебо.

Процессы «гуманиза­ции» медицины привели к тому, что повышенное внима­ние стало уделяться субъективным ощущениям пациента даже в том случае, если они расходятся с объективными показателями. Более того, поскольку важнейшей задачей медицины стало считаться повышение "качества жизни", субъективная оценка состояния здоровья фактически приобрела ранг объективного показателя.

Сменилось и прежнее однозначно негативное отно­шение к эффекту плацебо как к самообману. Признается, что этот эффект способен оказывать значительную по­мощь в процессе терапии, поскольку часто отражает мо­билизацию внутренних ресурсов организма. Этот сдвиг в представлениях сделал более спокойным отношение официальной медицины к фитопрепаратам и другим ЛС обычно используемым при самолечении и отпускаемым в безрецептурном режиме (попейте эту травку, вреда не будет).

5. Финансовые причины.

Процессы "старения" населения развитых стран, сделали крайне напряженной про­блему финансирования лечения. Если раньше на одного пенсионера приходилось несколько лиц в трудоспособ­ном возрасте, то теперь ситуация часто является прямо противоположной.

Каждый трудоспособный гражданин должен нести нагрузку по финансированию медицин­ского обслуживания все большего числа пенсионеров. Проблема обеспечения здоровья населения во многом переместилась из собственно медицинской плоскости в сферу медико-экономическую.

Главная трудность состо­ит не в том, что неизвестны эффективные методы лечения многих категорий больных, а в том, что непонятно, как профинансировать это лечение.

Большинство стран в этих условиях было вынуждено пе­рейти к политике ограничения расходов на бесплатно предостав­ляемые пациентам медицинские услуги и ЛС, а также к привле­чению граждан к соучастию в финансировании мер по поддержа­нию своего здоровья.

В наиболее же простых ситуациях в качестве допустимой стала рассматриваться и замена визита к врачу самолечением. И в том, и в другом случае параллельно снижению стоимости лечения возрастала необхо­димость использования ОТС-препаратов. Наконец, идеальной с точки зрения финансирования медицины (как, впрочем, и во многих других отношениях) была бы замена лечения профилактикой.

В этом последнем случае наряду с ОТС-препаратами (например, витаминными) на первый план выходят биологически активные добавки, которые даже часто называют "товарами для здо­ровья". При этом право принятия решения о применении БАДов уже практически полностью передается потребителю. Не случай­но, продажа этих добавок разрешена через обычные магазины, а не только через аптеки.

Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Катя (26.09.2012)
Просмотров: 1944 | Теги: маркетинг | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы