Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Поведение потребителя на рынке
Поведение потребителя – это деятельность индивида, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включающая процессы принятия решения, которые предшествуют этим действиям и следует за ними. Вамом общем смысле поведение потребителя и типичная потребительская деятельность связаны с приобретением какого-либо товара для того, чтобы использовать его и извлечь из него какие-то характеристики.

Потребительское поведение на фармацевтическом рынке – процесс взаимодействия индивида с окружающей средой по поводу удовлетворения своих потребностей в фармацевтической помощи, способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию о фармацевтическом рынке.

Потребительский выбор – причинно-обусловленная деятельность потребителя, результатом которой является приобретение или назначение конкретного товара аптечного ассортимента. В формировании предпочтений участвуют огромное количество факторов. Воздействие некоторых очевидно, других менее заметно, но значимы для потребления все факторы.

Классификация факторов, определяющих потребление:

  • Социально-демографические (пол, возраст, социальный статус).
  • Медицинские (наличие определенного заболевания, состояния, тяжесть заболевания, длительность заболевания, сопутствующие заболевания; ступень оказания медицинской помощи – стационарная, амбулаторная);
  • Экономические (доходы – возможности и условия потребления);
  • Индивидуальные качества (предпочтения, стимулы, образ продукта, тип потребителя: институциональный, промежуточный, конечный; традиции потребления).

Потребительский выбор может осуществиться или в результате сформировавшихся предпочтений, либо под влиянием минуты, т.е. нерационально. Однако он всегда будет иметь ограничения – бюджетные, психологические, информационные, материальные, морально-этические, финансовые, связанные с наличием необходимых препаратов на рынке, и др.

Для изучения потребительского поведения можно пользоваться косвенными методами, т.е. изучать различные документы, характеризующие поведение потребителя – рецепты, данные о расходе лекарственных препаратов (ЛП) за определенный период и т.д. Или можно использовать прямые методы  - изучить самого потребителя. Большинство исследователей, которые занимаются изучением потребительского поведения в различных областях, применяют для этой цели 2 методических подхода:

1) экономический, который заключается в анализе системы индивидов как единого целого, прогнозировании ее свойств, используя унифицированные представления о человеке и опираясь на существующие экономические законы, описывающие потребительское поведение; В настоящее время экономический подход к изучению потребительского поведения основан на современном варианте классических представлений о категории полезности, где основными экономическими законами, описывающими потребительское поведение, являются теория предельной полезности и теория эффектов дохода и замещения.

2) маркетинговый, связанный с изучением и моделированием поведения масс, исходя из типов поведения отдельных индивидов, составляющих данную систему.
 
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (18.05.2012)
Просмотров: 3024 | Теги: маркетинг | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы