Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Планирование поступления товарных запасов

Планирование поступления товарных ресурсов.

Поступление товарных ресурсов планируется как в денежных, так и в натуральных измерителях. Учитывая, что оно находится в балансовой увязке с другими элементами товарооборота (реализация и остатки товаров), для расчетов может использоваться развернутая формула:

П = Р + О + Е + Ф + Г,

где Р – объем реализации; О – прирост товарных запасов; Е – возмещение потерь от естественной убыли; Ф – возможные потери от списания препаратов по разным причинам (например, с истекшим сроком годности); Г – резерв на изменение спроса, или упрощенная: 

П = Р + Ок – Он

Все элементы уравнения товарного баланса должны быть в сопоставимых ценах закупки.

Как правило, балансовый метод используется для планирования годового объема поступления товарных ресурсов. Для определения частоты, интервала и размера поставок может быть использована система с фиксированным размером заказа.

Основными элементами данной системы являются:

- оптимальный заказ;

- точка заказа;

- оптимальный интервал поставки.

Наиболее простой в данной системе является модель управления запасами, имеющая два уровня: минимальный и максимальный.

Минимальный запас (Omin) учитывает среднедневное потребление, интервал подачи заказа и получения товара, а также страховой запас. Рассчитывается по формуле:

 

Omin = Д х Z + ЗС или Omin = Д х Z + M√r,

 

где ЗС – страховой запас; Д – среднедневное потребление; z – интервал времени от подачи до получения товара (дни); М – среднемесячное потребление; r – интервал между поставками (мес).

Максимальный запас (Оmах) равен сумме оптимального и страхового запаса:

 

Оmах = Q + ЗС или Оmах = √ (2PS) / С + M√r,

 

где Q – оптимальный запас; ЗС – страховой запас.

Используемая модель управления основана на минимизации издержек управления запасами. Самым важным при этом является определение наиболее экономичного размера заказа. В нашем случае предполагается, что оптимальный заказ равен оптимальному запасу (т.е. g = Q), а значит, его можно рассчитать по формуле Уилсона:

 

Qopt = √ (2PS) / С

 

Чтобы не возникал дефицит, заказ на склад должен подаваться в тот момент, когда в запасе еще имеется некоторое количество товаров, достаточное для удовлетворения ожидаемого спроса до получения нового заказа. Это количество запаса называется точкой заказа (Тз). Точка заказа соответствует минимальному запасу:

 

Тз = Omin = Д х Z + ЗС или Тз = √ (2PS) / С + M√r,

 

Оптимальный интервал поставки (То) показывает время (в месяцах) между поступлением партии товаров, рассчитывается по формуле:

 

ТО = Q/M

 

Модель процесса управления товарными запасами с фиксированным размером заказа.

В процессе продажи товаров, запас их истощается и в какой-то момент достигает точки – это и есть точка заказа (Тз). Точка 1 – момент подачи заказа на склад. Заказ на время подачи заказа и получения товара зависит от организации работы товаропроводящей сети и, например, может составлять от нескольких часов (например, 6 ч, или 0,25 дня) до нескольких единиц или десятков дней.

За это время запас товара достигает точки 2 – страхового запаса. Если заказ поступает вовремя, то размер запаса достигает своей максимальной величины в точке 3 – Оmах и дальше процесс повторяется. Если заказ задерживается, то расходуют часть страхового запаса. Поэтому, составляя заказ на поставку, необходимо учесть, что в заявку включается не только величина оптимального заказа, но и количество товара для пополнения страхового запаса.

Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (09.05.2012)
Просмотров: 9022 | Теги: планирование | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы