Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Основные методы и направления маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, документирование и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Цель маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений. Обобщенная схема проведения маркетинговых исследований представлена в работе Ф. Котлера с соавторами.

Этапы маркетинговых исследований:

  1. Определение проблемы и формулирование целей исследования. 
  2. Отбор источников информации.
  3. Сбор, анализ собранной информации.
  4. Обработка и представление полученных результатов.

Этапность процесса маркетингового исследования может быть сформулирована следующим образом: 

  • определение проблемы и целей исследования;
  • разработка плана исследования;
  • реализация плана исследования;
  • интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.

Была представлена общая схема маркетинговых исследований, но для изучения отдельных составляющих формируются свои индивидуальные схемы в зависимости от особенностей элементов маркетинга, например, изучение товара, цены, потребителей, рынка и др. осуществляется по своим схемам или алгоритмам.

Методы маркетинговых исследований

При проведении маркетинговых исследований применяются различные методы, которые можно сгруппировать в 4 группы:

  1. Общенаучные группы.
  2. Аналитико-прогностические группы.
  3. Других областей знания.
  4. Маркетинговые группы.

К группе общенаучных методов относятся системный анализ, комплексный подход, програмно-целевое планирование и др. В число аналитико-прогностических входят следующие методы: теория связи, теория вероятности, экономико-статистические, экономико-математическое моделирование и др.

Из других областей знаний заимствованы методы социологии, психологии, эстетики, дизайна, экологии и др. Собственно маркетинговые методы - это STEP-анализ (исследования внешней среды), SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз), жизненный цикл товара, трехуровневый анализ товара и др.

Основные направления и объекты маркетинговых исследований

К основным направлениям маркетинговых исследований относят следующие исследования:

  • рынка;
  • потребителей;
  • конкурентов;
  • товара;
  • цены;
  • товародвижения;
  • продвижения.

Каждое из этих направлений включает в себя ряд показателей, анализ которых позволяет дать общую характеристику его состояния. Например, при изучении рынка важно знать объемы продаж товаров в динамике, ассортимент товаров, спрос, сегменты рынка и др.

В маркетинговых исследованиях могут быть следующие объекты и показатели: 

  1. масштаб рынка: объем, структура, динамика продаж (сбыт, реализация), предложение, спрос на МФТ и услуги;
  2. тенденции развития рынка: темпы роста и тренды продаж, цен, прибыли и т.д.;
  3. характеристики устойчивости рынка: вариабельность продаж, цен;
  4. сезонные колебания и цикличность развития;
  5. жизненные циклы товаров, услуг: динамика реализации с момента внедрения на рынок;
  6. сегментация рынка и потребителей: целевые сегменты рынка и целевые аудитории потребителей;
  7. конъюнктурные оценки рыночной ситуации: оценка состояния рынка с привлечением экспертов и др.
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (21.10.2016)
Просмотров: 4916 | Теги: маркетинговые исследования | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы