Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Основные классификации и понятия ассортимента медицинских и фармацевтических товаров
Ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) – это набор товаров, объединённых по одному признаку или по совокупности признаков. 

Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей (спросу), способу формирования. 

Промышленный ассортимент – совокупность товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности. 

Торговый ассортимент – ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия (в сферу обращения и реализации). 

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям. 

Класс товаров – совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Например, ассортимент товаров, продаваемых в аптеке, можно разделить на следующие классы: фармацевтические товары, медицинские товары и товары сопутствующего ассортимента. 

Группа товаров – совокупность товаров определённого класса, обладающих сходным составом потребительских свойств, например перевязочные средства, оптика, средства для инъекций, предметы ухода и т.д. 

Вид товаров – совокупность товаров определённой группы, объединённых общим названием и назначением. Например, в группе перевязочных средств можно выделить следующие виды товаров: вата, марлевые бинты, салфетки, фиксирующие повязки и т.д. 

Разновидность товаров – совокупность товаров определённого вида, выделенных по ряду частных признаков, например, марлевые бинты различаются по размерам, стерильности, производителям. 

Структура ассортимента – соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товара в наборе. При определении структуры ассортимента можно использовать классификации медицинских товаров, приведённые в общероссийских классификаторах (ОКП, ОКДП, Государственном реестре ЛС и ИМН). 

Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. 

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента. 

Широта ассортимента характеризует количество ассортиментных групп товаров. Её анализируют с помощью коэффициента (показателя) широты ассортимента (Кш), равного отношению фактической (Шф) широты ассортимента к базовой (Шб), исчисляют в долях единицы или в процентах. 
 
Широта фактическая – количество ассортиментных групп (подгрупп) товаров, имеющихся в наличии в аптеке, медицинской организации, на аптечном складе. 

Широта базовая – количество ассортиментных групп или подгрупп товаров, регламентированное нормативными документами (классификаторах – ОКП, ОКДП, Госреестр и т.д.) или максимально возможное в период оценивания. 

Полнота ассортимента характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Полноту ассортимента выражают коэффициентом полноты (Кп) в частях или процентах, вычисляют как отношение действительной полноты ассортимента (Пф) к базовому показателю (Пб). 

Базовую полноту определяют или по нормативным документам или как максимальное количество товаров группы на рынке. 

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров). Показателем глубины ассортимента служит коэффициент глубины (Кг), определяемый отношением фактической глубины ассортимента (Гф) к базовому показателю (Гб). 

Фактическая глубина ассортимента – количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), имеющихся в аптеке (аптечном складе, медицинской организации). 

Базовая глубина ассортимента определяется как количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), представленных в классификаторах, справочниках, формулярных списках. 

Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени. 

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) – и индексом обновления (К), равным отношению количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (В) или действительной широте. 

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Оно представляет собой последовательную реализацию управленческих функций: планирования, организации, координации и контроля. 

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности потребителя, а также достигнуть определённых коммерческих целей.

Ассортиментная политика – совокупность целей, задач и основных на- правлений формирования ассортимента. Цель ассортиментной политики – формирование рационального ассортимента организации (в нашем случае, аптечной организации).
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (05.03.2014)
Просмотров: 9065 | Теги: ассортимент | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы