Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Маркетинг - основы
Конкурентная стратегия фирмы
Основными типами конкурентных стратегий являются конкурентные стратегии М. Портера; стратегии, выделенные на основе биологической теории; стратегии, соответствующие типам конкурентных отношений на рынке (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция); стратегии, определяющие развитие бизнеса с прицелом на будущее.

Современный классик теории рыночной конкуренции М.Портер предположил, что в долгосрочной перспективе возможность фирмы обосновать прочную позицию на рынке будет основной детерминантой конкурентного преимущества. Он описал три основные стратегии, посредством которых фирма может достичь прочного конкурентного преимущества:

  • лидерство по затратам по отношению ко всем конкурентам в отрасли;
  • дифференциация четких отличительных свойств·товара, являющихся
  • уникальными для отрасли;
  • концентрация (фокусировка) усилий по сохранению конкурентного преимущества на отдельном сегменте или нише рынка.

В дальнейшем А.Дж.Томпсон мл. и А.А. Стрикленд, используя классификацию стратегий М. Портера, предложили обобщенную стратегию наилучшей стоимости, цель которой состоит в предоставлении получателю большей ценности за те же деньги.

Интересен поведенческий подход к выделению конкурентных стратегий.
Так, в своей книге «Конкуренция: теория и практика» А.В. Юданов, используя классификацию Л.Г. Раменского, выделил 4 стратегии:
  • виолентная («силовая») – стратегия конкурентной борьбы, основанная на снижении издержек. Три основные разновидности фирм–виолентов за свои гигантские размеры и экономическую мощь получили в науке оригинальные названия «гордых львов», «могучих слонов» и «неповоротливых бегемотов»;
  • патиентная («нишевая») – стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. За свою способность побеждать более мощных конкурентов не силой, а умением фирмы, придерживающиеся этой стратегии, получили название «хитрых лис»;
  • коммутантная («приспособительная») – стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Фирмы, применяющие такую стратегию, часто называют «серыми мышами»;
  • эксплерентная («пионерская») – конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые рискованным первопроходческим бизнесом, называют «первыми ласточками».

Первые 3 стратегии биологических типов совпадают с типами стратегий Портера: виолентная стратегия соответствует стратегии лидерства по издержкам, патиентная – стратегиям дифференциации и фокусировки, коммутантная стратегии фокусировки на локальном сегменте рынка. Принципиально новой по отношению к классификации Портера является эксплерентная стратегия.

На практике фирмы применяют множество стратегий, большинство из которых представляют собой комбинации разных стратегий. Причина такого многообразия в многогранности аспектов, с которыми приходится иметь дело при изменении или защите конкурентной позиции, в большом количестве конкурентных рынков и конкурентных условий. 
Категория: Маркетинг - основы | Добавил: Provizor (01.12.2011)
Просмотров: 5317 | Теги: маркетинг | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы