Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Мерчандайзинг в аптеке
Формирование положительного образа аптеки (окончание)

Музыка.

Музыка тоже вносит вклад в атмосферу торгового зала, поскольку вызывает в сознании покупателя определенные образы, помогает ему сконцентрировать внимание и, к тому же, как было замечено, музыка влияет на скорость движения покупателей по торговому залу. Более медленная музыка задерживает покупателя на более длительное время у витрины, он дольше ее рассматривает, выбирает тот или иной препарат. Вероятность совершения дополнительных покупок при этом значительно возрастает.

 

Музыка в аптеке должна быть:

  1. Негромкой, как бы обволакивающей покупателя, приводящей его в состояние умиротворенности и комфорта.
  2. Медленной (60 тактов в минуту), ненавязчивой, неагрессивной. Она не должна отвлекать от покупок, раздражать покупателя и вызывать мысли типа: «Мне так плохо, а у вас тут веселье».
  3. Не вызывающей негативные ассоциации у покупателей. Например, классическая музыка часто ассоциируется у рядового покупателя с похоронами. Поэтому рекомендуется использовать мелодичные аранжировки знакомых классических произведений.
  4. Не отвлекающей от покупок.
  5. Не рекомендуется использовать радио.

 

Запахи.

Ещё одним редко используемым компонентом атмосферы являются запахи. Запах – самый быстрый способ воздействия на эмоциональную сферу покупателя. Поэтому данный компонент очень активно используется в розничной торговле. Цель использования запаха – оказание определенного воздействия на подсознание покупателя, то есть покупатель может осознанно и не почувствовать наличия того или иного запаха, но начнет обращать внимание на какие-то моменты, на которые в противном случае внимания не обратил бы.

 

Атмосфера запахов в аптеке может создаваться по следующим направлениям:

  • чистый, свежий воздух, нагретый до комфортной температуры (самый традиционный способ);
  • использование различных освежителей воздуха и ароматизаторов (целесообразность ограничивается высокой аллергичностью и раздражающими эффектами, вызываемыми искусственными компонентами);
  • использование натуральных эфирных ароматических масел (очень интересный и рекомендуемый способ для определенного типа аптек).

 

Ароматические эфирные масла нормализуют, прежде всего, психическое состояние человека, действуя на головной мозг через обонятельные рецепторы.

Во многих восточных и западных странах в рабочей зоне офисов специально поддерживаются бодрящие запахи цитрусовых или мяты, "ароматы хорошего настроения".

Приятные запахи вызывают положительные эмоции, которые обеспечивают дальнейшее действие масел:

  • уравновешивают жизненные процессы в организме;
  • повышают иммунитет;
  • улучшают циркуляцию крови;
  • выводят продукты метаболизма.

При подборе ароматической композиции следует учитывать следующее:

  • запахи действуют не на сознание, а на подсознание;
  • запахи должны быть едва уловимы;
  • ароматические лампы должны быть скрыты от глаз посетителей;
  • запахи должны быть подобраны в соответствии с рекомендациями ароматической терапии. 

 

Некоторые рекомендации ароматической терапии. Общие правила:

  1. Тонкие ароматы обволакивают, расслабляют, успокаивают: апельсин прибавляет оптимизма, герань лечит от комплекса неполноценности, грейпфрут снимает излишнее самодовольство, способствует самокритике.
  2. Холодные запахи вызывают чувство бодрости: цитрусовые, травяные, лесные, елово-сосновые.
  3. Теплые, уютные запахи расслабляют, позволяют забыть все дневные неприятности и даже заснуть: сандал, ладан, мирра (хорошее средство для снятия мотивированной и немотивированной агрессии у потребителей).

Неприятным для посетителей аптеки может быть сильный запах лекарств как напоминание о больнице, болезни. 

Декоративные элементы.

При создании интерьера аптечных организаций также важную роль  играют два фактора: физиологический и психологический. Как было установлено В.А. Филиным (1987 г.),  на  механизмы  зрительного восприятия  отрицательно   воздействуют   так   называемые   гомогенные   и агрессивные поля.

Гомогенные поля - это поля, на которых  отсутствуют  видимые  элементы  или число их резко снижено. Гомогенные поля образуют голые стены,  значительные плоскости монолитного стекла и  т.  д.  Наличие  таких  полей  в  интерьере организации  увеличивает  амплитуду  поисковых  движений  глаз  посетителя.

Безуспешный поиск зацепки увеличивает  энергетические  затраты  и  вызывает неприятные ощущения. В гомогенных полях неполноценно работает  бинокулярное зрение, т. к. импульсом  к  слиянию  изображений  правого  и  левого  глаза является несовпадение контуров, а  также  фоторецепторы,  которые  в  норме реагируют на перепад освещенности.

Агрессивные поля – это поля, на которых расположено большое число однотипных элементов, например, большие площади стен и полос, выложенные кафельной плиткой, решетки на окнах и т.д. Такие поля оказывают сильное раздражающее воздействие на потребителя на психологическом уровне. В такой  среде  в  мозг  поступает  избыток  одной  и  той  же  информации.

Для того чтобы избавиться от воздействия агрессивных и гомогенных полей, можно использовать различные декоративные элементы.

Использование декоративных элементов придает аптеке особое очарование. Такими элементами могут быть картины спокойных тонов с изображением пейзажей, зеркала, увеличивающие объем помещений, часы, искусственные цветы, интересные светильники, морские звезды и ракушки и т.д. и т.п.

Нина Тельпуховская, бизнес-тренер

Экономика фармации

Категория: Мерчандайзинг в аптеке | Добавил: Provizor (15.10.2010)
Просмотров: 12470 | Теги: мерчандайзинг | Рейтинг: 5.0/1
Похожие материалы