Главная » Статьи » Фармацевтический маркетинг » Мерчандайзинг в аптеке
Формирование композиций при выкладке товара в аптеке

Уважаемые читатели, разберем с вами основные правила формирования композиций при выкладке товаров:

  • простые симметричные формы и композиции лучше воспринимаются и запоминаются, чем сложные;
  • несбалансированные композиции вызывают ощущение дискомфорта. К созданию композиций на торговом оборудовании вполне применимы основные составляющие архитектуры: польза (удобство и прибыльность), прочность (устойчивость) и красота.

В зависимости от используемого пространства в аптечной организации могут быть организованы следующие виды композиций:

  • плоскостные, занимающие только одну составляющую плоскости по горизонтали или вертикали;
  • объемные, когда используют все три пространственные оси: высоту, ширину и глубину;
  • пространственные с преобладанием всех трех осей, но основное значение имеет глубина. Чтобы преуспеть в организации пространственных композиций, необходимо подружиться с математикой, так как при их составлении понадобятся знания о квадратичной и кубической функциях. Для увеличения площади выкладки в 2 раза осевые размеры необходимо увеличить в 1,4 раза; 4 раза - в 2. Увеличение осевых размеров в 2 раза даст увеличение объема выложенных товаров в 8 раз, в 3 раза - в 27 раз и т.д. Чтобы увеличить объем представ-ленных товаров почти в 3,5 раза, нужно увеличить линейные размеры всего в 1,5 раза!

При формировании композиций в выкладке товаров полезно помнить, что наиболее органично воспринимаются асимметричные композиции с элементами симметрии. Преобладание симметрии в линейно организованных композициях создает ощущение порядка и аккуратности.

Такое же ощущение вызывает и заданный в выкладке ритм, т.е. определенное повторение товаров сходного размера и сопутствующих им элементов (ценников, рекламных материалов и др.). Композиция с размещением в центре самого крупного предмета носит название «мажорной», а самого мелкого — "минорной".

В "мажорной" композиции больше всего внимание притягивает центр, а в «минорной» — периферия. Товары на всем пространстве торгового оборудования, расположенные по вертикали и горизонтали, воспринимаются с разной интенсивностью внимания. Внимание выражается в концентрации сознания на конкретном объекте.

За вниманием всегда стоят потребности, цели и установки конкретного посетителя (субъекта). В связи с этим возникает необходимость предварительного анализа показателей локализации товаров по горизонтали и вертикали, чтобы определить, как соотносится выкладка товаров с поведением посетителя.

Достаточно легко прийти к вы-воду, что распределение познавательного зрительного ресурса посетителя в значительной мере зависит от длины прилавка: чем он длиннее, тем внимание более раздроблено и менее сконцентрировано на отдельных предметах; тем сложнее покупателю выделить необходимый товар, так как глаза быстрее устают.

На схеме представлена схема распределения внимания посетителей относительно коротких (длина около 4-6 метров) и длинных (более 6 метров) прилавков. Схема отличается от реальной ситуации прежде всего тем, что при ее построении мы пренебрегаем дополнительными раздражителями, которые могут быть использованы для привлечения внимания (цвет, освещение, указатели и др.).

Схема дает представление об адаптации посетителя к атмосфере прилавка в период, когда его взгляд волнообразно скользит по выложенному ассортименту. Неравномерность распределения познавательных зрительных ресурсов наблюдается и по вертикали витрин.

Причем данная ситуация обусловлена уже не только поведенческими и психофизиологическими особенностями человека, но и его антропологическими характеристиками (прежде всего ростом), а также эргономическими свойствами самого оборудования.

При изменении вида и типоразмера оборудования познавательные зрительные ресурсы перераспределяются по горизонтали и вертикали. Концентрация внимания по вертикали зависит от высоты оборудования. Высокие витрины характеризуются тем, что полки, расположенные на уровне глаз, охвачены 40 % познавательных ресурсов человека и вследствие этого обеспечивают возможность получить наилучшие показатели продаж.

Менее привлекательны полки, находящиеся выше уровня глаз и на уровне пола. В то же время витрины высотой с человеческий рост имеют иное распределение познавательных ресурсов. Концентрация зрительного внимания может быть изменена под влиянием конфигурации (например, выступы) и других конструктивных особенностей оборудования, предназначенного для размещения товарного ассортимента.

Специалисты по мерчандайзингу, зная ограничения концентрации зрительного внимания, используют небольшие хитрости для того, чтобы максимально продлить движение глаз покупателя.

К числу основных визуальных раздражителей, привлекающих внимание, относятся:

  • стрелки, которые могут быть выполнены как в классическом стиле, так и в форме различных фигур, например ступней ног на полу. Указатели должны быть контрастными по цвету. Располагать их можно как горизонтально, так и вертикально. Как правило, указатели позволяют пролонгировать направление взгляда посетителя на 0,5 метра;
  • информационные надписи, знаки, рисунки, регулирующие активность познавательных зрительных ресурсов;
  • цветовые контрасты;
  • световые эффекты, позволяющие обеспечить разделение различных товаров, ориентировать взгляд посетителя, а также регулировать движение покупательского потока. Покупателя привлекают яркие места;
  • элементы динамики, обеспечивающие переход от элементов статики к элементам движения (вращающаяся витрина, фонтанчик, аквариум).
Категория: Мерчандайзинг в аптеке | Добавил: Provizor (13.09.2014)
Просмотров: 5225 | Теги: мерчандайзинг | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы